Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

 

ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РОСТА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

И.В. Александрова    

государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



     В современном мире все необходимее становится взаимопонимание людей, принадлежащих к разным культурам и этносам. В России проживает более ста этносов и множество иных культурных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, культурных традиций и обычаев. Поэтому среди компетенций, которыми овладевает современный ученик, важное место занимают «компетенции, касающиеся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе». Именно с ними во многом связано такое качество личности, как толерантность. Толерантность определяется как мировоззренческая позиция и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации. Для социализации личности подростка такой подход представляется очень важным.

     Как показал опыт последних лет, проблемы межкультурного общения оказываются не менее важными, а подчас и более напряженными, чем политические и экономические. Не являются исключением и наши регион, город, наше учебное заведение. Новоуренгойское профессиональное училище – многонациональное образовательное учреждение, в котором учатся и получают будущую профессию представители разных национальностей. Для раскрытия значения толерантности как социальной ценности и наличия толерантных /интолерантных/ установок среди 100 учащихся 2-го и 3-го курсов (в основном, это юноши 15–18 лет) было проведено анкетирование. Учащимся был предложен ряд вопросов, на которые они отвечали анонимно. Опросы показали следующее:

  • – На вопрос «Как вы понимаете термин «толерантность»? 48% учащихся ответили «первый раз слышу это слово», 39 %т – «не могу объяснить своими словами, но слышал и не раз» и только 13% могли объяснить его своими словами.
  • – «К какой национальности вы себя причисляете?» 53% респондентов ответили «русский, россиянин», остальные 47% – представители разных национальностей: украинцы – 16 человек, татары – 8, кумыки – 4, молдаване – 3, ногайцы – 2, мордва – 1, андиец – 1, абазин – 1, кабардин – 1, азербайджанец – 1, ненец – 1, белорус – 1, болгарин – 1. И 6 человек не причислили себя ни к какой национальности. Примечательно, что 66% респондентов нерусской национальности проживают на территории Нового Уренгоя более 10 лет. То есть – это ассимилированное население с хорошим знанием русского языка и российских традиций.
  • – 55% респондентов ответили, что готовы дружить со всеми, национальность не имеет значения, 22% готовы дружить только с «европейцами»
  • – На вопрос: «Готовы ли вы вступить в брак с представителями другой национальности?» 54% подростков ответили «да, для меня национальность не имеет значения, главное – любить друг друга», 28% еще об этом не задумывались и 8% респондентов ответили: «нет, я не готов(а) пойти на такой шаг, друзья и родители меня не поймут». Примечательно, что из этих 7–8% молодых людей нерусской национальности.
  • – Конкретно на вопрос, отражающий уровень толерантности среди подростков, «Есть ли нации и народы, представители которых вызывают у вас чувство раздражения, неприязни?» 48% ответили «нет, я одинаково отношусь ко всем людям», 20% затруднялись ответить, 32% учащихся ответили, что такие нации есть (большинство - выходцы из Кавказа).
  • – Право за национальными меньшинствами справлять в России национальные праздники признают 76% молодых людей.
  • – Лозунг «Москва – для москвичей!», «Новый Уренгой – для русских!» близок 48% подростков, из них 42% – русские и 6% – представители других национальностей. 52% опрошенных так не считают.
  • – К мигрантам, выходцам из республик СНГ, стран Юга и Востока отрицательно относятся 62% респондентов, из них 20% – представители нерусской национальности. Они считают, что по отношению к ним следует ужесточить законы, чтобы пресечь по возможности миграцию в Россию, особенно в отношении лиц, не владеющих русским языком и не являющихся гражданами бывших советских республик.
  • – На вопрос о том, принимали ли подростки участие в конфликтах на национальной почве, «нет» ответили 56%. Из них 20% ответили, что если бы пришлось – то приняли бы участие. 27% молодых людей участвовали в межнациональных конфликтах, причем, 6% респондентов ответили, что сами были инициаторами таких конфликтов. С возрастом эта цифра не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Более того, 29% подростков имеют друзей или знакомых в экстремистских организациях.
  • – Последним перед учащимся был поставлен вопрос: «Являются ли сегодня учителя, мастера арбитрами в подростковых спорах на национальной почве или они сами провоцируют конфликты в молодежной среде?» 28% опрошенных ответили, что учителя (мастера) своими советами помогают разобраться в сложных ситуациях на национальной почве; 46% считают, что взрослые тему национальных конфликтов не разу не поднимали; 21% учащихся ответили, что некоторые учителя сами провоцируют конфликты и 5% написали, что «бывают разные ситуации».

     Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод, что большая часть подростков Новоуренгойского профессионального училища обладает качествами толерантной личности. Несмотря на то, что определенная доля респондентов под воздействием социальных норм, особенностей агрессии, негативно относится к людям другой национальности, вероисповедания. В связи с этим главная роль в профилактике интолерантности может и должна быть отведена системе образования, создающей условия для становления толерантного сознания учащихся и накопления ими опыта толерантного поведения.

     Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отноше¬ния к чужой культуре. Некоторые из них:

  1. Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
  2. Пытаться пони¬мать и уважать эту религию.
  3. Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
  4. Не судить людей по цвету и акценту.
  5. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, «имеет что предложить миру».

     Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе «Многокультурное образование» выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

     I. Обучение толерантности.

  • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
  • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

     II. Изучение и поддержка другой культуры.

  • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

     III. Уважение культурных различий.

  • Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

     IV. Утверждение культурных различий.

     Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

     Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость, значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Литература:

  1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства, журнал «Внешкольник»-2002 г. № 6.
  2. Дмитриев Т.Д. «Многокультурное образование» М. Народное образование 1999 г.
  3. Тишков В.А. «Очерки истории и политики этничности в России». М. 1997 г.
  4. Элиасберг Н. И. «Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования», журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»-2009г. №2.

 

 

Hosted by uCoz