Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Тьюторство в аспекте результативности образования

 

ИЗ ИСТОРИИ ТЬЮТОРСТВА

В.А. Салатова    

отдел «Рабочая смена» ОДТДМ им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



     Одна из наиболее заметных линий реформирования современного образования связана с появлением за последние несколько лет достаточно большого числа попыток введения новых образовательных профессий. Далеко не последнее место в этом списке занимают тьюторы.

     Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».

     Тьюторство как одна из институционализированнных форм наставничества возникло в первых Британских университетах – Оксфорде (XIIв.) и Кембридже(XIIIв.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование. О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. Многие коллегиальные воспитанники духовного звания с ученой степенью по окончании учебного курса оставались без бенефиции (места) или продолжали учиться дальше для получения высших учебных степеней. Они жили в коллегиях в качестве причисленных к университету под названием tutors и со временем образовали главную составную часть коллегий. Эти тьюторы получали в коллегии общее содержание, и им вменялся надзор над определенным числом школяров; они сопровождали жизнь студента во время пребывания в коллегии, включая его быт, готовили к академическим лекциям и руководили в частных занятиях.

     К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных.

     В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор уже – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях: фактически, тьютор заменял студенту родителей.

     В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студентов готовил только тьютор. Когда в конце XIX века в университетах разделились свободные кафедры (частные лекции), коллегиальные лекции и intercollegiate lectures, за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов.

     В течение XVIII – XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдавала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

     Это хорошо демонстрирует следующий эпизод: в начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода немецкой модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за кафедрой): «Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции,- будет подменять образование информацией, а религию – псевдоученностью». Тьюторство считалось формой неформальной передачи знаний.

     Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университетах проводится тьютором с одним или двумя студентами. Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течении триместра или учебного года.

     Таким образом, через деятельность тьютора в классических университетах осуществлялось построение панорамы изначально и сущностно разрозненного материала образования (учения, воспитания и формирования образа жизни) и возможностей его индивидуального освоения. Триединство воспитания разума, воли и сердца не находят сегодня ни единого пространства, ни одной фигуры, которая бы собирала эти процессы в своей деятельности.

     Подводя итог, можно сказать, что в основании деятельности тьютора лежит связь исторического развития человеческого мышления и индивидуальной истории, составленной из конкретных действий школяра. Гдавной задачей тьютора является поиск метода и средств фиксации связи культурного и индивидуального. Их соприкосновение и составляет собственно образовательную ситуацию. Тьютор, таким образом, должен отслеживать три процесса: трансляции культурного содержания, индивидуальной деятельности и их встречи в образовании.

     Ситуация в России, в образовательной культуре России складывалась иначе.

     Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала институтов тьюторов. Ко времени возникновения первого университета в России (1755 год – на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования оброс системой кафедр и программ изучения каждого курса. Но если в Европе это положение вещей имело историю, то у нас было введено как данное. Своих, да и иностранных преподавателей изначально было мало. А значит, ни о каком выборе не могло быть и речи. Не было у университетов изначально и прав выбора своих управленцев и дарования степеней. То есть никаких условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного открытого образовательного пространства, а значит и сопровождения движения в нем не было.

     В рамках строя русской (допетровской) культуры не было условий для возникновения университета, ценности систематической умственной работы поколений. В Европе сохранились и выжили античные идеи любви к мудрости, задаванию вопросов и поиску ответов, ценности знания. В Европе знание было настоящим оружием в борьбе ортодоксальных учений с ересями, в подготовке диспутов и проповедей. Россия получила православие в сложившемся виде и была занята борьбой с внешними врагами, с климатом, несколько столетий занята проблемами выживания. Католицизм и все, что он нес, был по определению врагом.

     Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, но в сравнении с тьюторами им не хватало ценностей корпоративности, гражданского общества, открытого образовательного пространства – существовал только индивидуальный подход к подопечному.

     Сегодня, с одной стороны, Россия становится частью глобального общества, воспринимает ценности гражданского общества и европейского общества, а с другой, не может стать его полноправным членом, если не превнесет ценностей своих в мировое сообщество, так и тьюторство, возможно должно обрести и обретает у нас свои черты. В заключение – проблемы, которые ставит перед нами история:

  1. Ситуация нашего времени во многом похожа на просвещенное средневековье, с той только разницей, что степеней неопределенности больше. Учащемуся необходим проводник.
  2. Самообразование как образ жизни возможно в свободном и автономном пространстве, где свобода и знание признаются непреходящими ценностями.
  3. Тьютор – фигура посредника между свободными личностями в пространстве образования.
  4. Тьютор – посредник между культурным и индивидуальным (большой историей знающих и индивидуальной историей неофита), индивидуальным и корпоративным.
  5. Тьютором может быть тот, кто сам прошел тот же путь, то есть имеет опыт самообразования, его он и передает.
  6. Тьютор связывает в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
  7. Университетское образование – образование универсальное, именно оно дает возможность сделать знание личностным, действенным, и тем самым в нем появляется место для деятельности тьютора, но сегодня весь мир становится образовательным универсумом – и тьютор должен переопределить свое место.

 

 

Hosted by uCoz