Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Профильное обучение в образовательном учреждении

 

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Т.И. Смирнова    

государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище». Новый Уренгой



     К наиболее важным критериям эффективности профильного обучения относятся показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности. Современная научная литература выделяет три уровня самостоятельности: репродуктивный, продуктивный, творческий.

     О качестве профессиональной подготовки можно говорить, когда способности учащихся отвечают требованиям соответствующих стандартов, с одной стороны, а с другой – соответствуют запросам потребителей. Способности проявляются в деятельности, и судить о качестве профессиональной подготовки можно по результатам деятельности учащихся. Следовательно, качество профильного профессионального образования – это результаты профессиональной деятельности, определяющие стандартные уровни усвоения и соответствующую им абстракцию изложения.

     Учащиеся как субъект педагогической деятельности обладают возрастными уровнями мышления. Психологическая характеристика мышления учащихся начального профессионального образования (15-19 лет) лежит в области абстрактного мышления.

     Основным критерием эффективности профессионального обучения является профессиональное мастерство рабочего (служащего). К показателям профессионального мастерства относятся:

  • Самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль.
  • Выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов.
  • Производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда.
  • Профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля.
  • Культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины.
  • Творческое отношение к труду – способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве.
  • Ответственность за выполнение профессиональных заданий и т.д.

     Критерии эффективности профильной профессиональной деятельности определяются при проведении конкурсов профессионального мастерства, заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.

     Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальных нормативов (требований правил Госгортехнадзора, Правил дорожного движения и т.д.).

     В качестве примера можно привести критерии оценки эффективности выполнения проверочной работы повара, кондитера:

  • Соблюдение правил техники безопасности при работе.
  • Правильность построения технологического процесса приготовления блюда.
  • Навыки и умения использования инструмента и инвентаря; навыки и умения использования оборудования.
  • Навыки и умения выполнения самих работ.
  • Способность анализировать, диагностировать и устранять брак в работе.
  • Навыки и умения проведения бракеража блюд
  • Понимание технологических карт, калькуляционных карт, умение работать со сборником рецептур блюд.
  • Степень профессиональной самостоятельности.
  • Культура профессионального труда.
  • Культура профессионального мышления.
  • Рациональное использование рабочего времени.

 

 

Hosted by uCoz