Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Е.В. Лакомкина    

РГКП РУОЦ «Балдаурен», Республика Казахстан, г. Щучинск



     Школа является важнейшим фактором развития личности и должна превратиться в действенный перспективный фактор развития общества. Систему образования и школу необходимо постоянно развивать. Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики особое внимание уделяется педагогическим технологиям (образовательным технологиям).

     Образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

  • гуманизации, гуманитаризации образования и личностноориентированного подхода;
  • интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

     Учитывая специфику работы в детском центре, где учебный процесс длится всего три недели и учащимся не задаются домашние задания, я на уроках русского языка и литературы применяю игровые технологии. Именно данная технология обучения удобна при таких условиях обучения, т.к. через игру можно узнать уровень знаний ребенка, не нанося ему психологическую травму в незнакомом еще ему коллективе, ребята учатся работать в коллективе, выражать свои мысли, у них вырабатываются навыки общения.

     Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят.

     Во-первых, это ярко выраженное стремление к определенной цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной роли…

     Во-вторых, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером.

     В-третьих, интрига… В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют в ней одновременно и при максимальной активности.

     В-четвертых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

     Еще одной важной особенностью урока-игры является то, что здесь включается механизм воображения. Ученики вместе с учителем представляют себя исполнителями определенных ролей.

     Для актуализации базовых знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включаются в работу.

     Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на такое-то правило (например, разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

     Игровые ситуации активизируют деятельность учеников, делают их восприятие более активным, эмоциональным, творческим. А систематическое использование дидактических игр на разных этапах обучения и при изучении разного по содержанию материала является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияет на повышение качества ЗУН.

     Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Например, урок-игра «Интеллект-фабрика».

     Тип урока: изучение нового материала.

     Цель: учить работать в группах; способствовать развитию умениий и навыков самостоятельного приобретения знаний; формировать чувство ответственности за группу; создание максимальных условий для самообразования.

     Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

     ЛИТЕРАТУРА

     
  1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 классы: Ростов н/Д – Феникс, 2002 г.
  2. Дик Н.Ф. Урок-игра: Ура! Ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 5 – 7 классах: Ростов н/Д – Феникс, 2008 г.
  3. Захарова Т.А., Левина О.В., Леицкая С.В. Уроки русского языка 5 -6 класс: М. – Глобус, 2010г.

 

 

Hosted by uCoz