Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

 

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМАМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГИМНАЗИИ

Н.В. Порсева    

МОУ «Гимназия № 164», г. Зеленогорск



     Право на личную безопасность и мир является неотъемлемым для каждого человека и официально закреплено в нескольких документах мирового масштаба (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека). Однако много ли лет насчитает всемирная история, когда все без исключения жители Земли могли наслаждаться этим правом в полной мере? Вопрос, увы, риторический.

     Однако не все так пессимистично, как может представляться. Ведь мы обучаем подрастающее поколение, и сами, таким образом, формируем будущее и влияем на завтрашний день. Образование признано настолько действенной силой в этой области, что ООН даже создало специальную Группу экспертов по вопросам просвещения в области разоружения и нераспространения оружия.

     Каким же образом это просвещение ведется в МОУ «Гимназия №164»? Шесть лет наши учащиеся старшей ступени участвуют в международном проекте «Форум актуальных вопросов современности», инициированном Центром исследований проблем нераспространения имени Джеймса Мартина (ЦИПН) при Монтерейском институте международных исследований, Калифорния, США. Каждый год наши учащиеся успешно выступают на международных конференциях Форума и возвращаются домой с дипломами с отличием. Пять лет старшеклассники гимназии знакомятся с проблемами разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения на занятиях элективного курса и через систему индивидуальных консультаций. Четыре года гимназисты участвуют в различных международных конкурсах, посвященных проблемам нераспространения. Второй год при помощи Мемориального музея мира в г. Хиросиме гимназия проводит сеансы видеоконференцсвязи со свидетелями атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки.

     С каждым годом укрепляется система обучения проблемам нераспространения оружия массового уничтожения, логически встроенная в систему профильного обучения гимназии. На сегодняшний день она охватывает не только учащихся старшей ступени, но и среднего, и даже начального звена.

     В старшей профильной школе гимназисты:

  • изучают проблемы нераспространения и разоружения на занятиях элективного курса;
  • участвуют в подготовке и проведении сеансов видеоконференцсвязи со свидетелями атомных бомбардировок в Японии и со своими сверстниками из США;
  • занимаются исследовательской деятельностью в рамках Форума актуальных вопросов современности и предоставляют результаты своего исследования на международных конференциях;
  • учатся отстаивать свою позицию на заседаниях дебат-клуба по тематике разоружения и нераспространения с привлечением специалистов градообразующего предприятия;
  • участвуют в международных конкурсах по вышеназванным темам и становятся победителями (в 2008 году в международном конкурсе, посвященном 100-летию физика-атомщика Джозефа Ротблата, организованном неправительственными организациями Великобритании, фильм гимназиста Б. Самойленко занял первое место).

     Учащиеся среднего звена:

  • инициировали и участвуют в социальном гимназическом проекте «Мир без ядерного оружия»;
  • ведут агитационную работу среди всех членов гимназического сообщества – учителей, учащихся, их родителей, результатом которой явилось общее письмо мэру г. Зеленогорска с просьбой вступить в международную организацию «Мэры за мир»;
  • укрепляют партнерские отношения с учащимися начальной школы, рассказывая им об историческом опыте применения атомного оружия и обучая складывать журавликов (акция «Журавлики мира»);
  • знакомятся с проблемами нераспространения и разоружения на занятиях содержательно-ориентированного элективного курса по английскому языку для 9 класса в рамках предпрофильного обучения.

     Надо заметить, что подобный опыт в силу своей уникальности привлек к себе внимание не только в России, но и за рубежом. В 2008 году он был представлен в ООН на семинаре, посвященном проблемам образования в нераспространении и разоружении в рамках работы Обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия. В декабре 2009 года данный опыт был представлен на международной конференции в США. Имеются многочисленные публикации автора этих строк в зарубежных изданиях.

     Такое внимание ко многому обязывает. Ведь в области образования без развития неизбежен откат назад. Каковы следующие шаги?

     В 2008-2009 учебном году действующий элективный курс «Английский язык для изучения вопросов нераспространения» был подкреплен он-лайн- версией на платформе Moodle, позволяющей вести обучение в дистанционном режиме. Это также позволяет расширить число изучающих данный курс, а не ограничиваться лишь учащимися гимназии.

     Однако, несмотря на то, что дистанционное образование имеет значительное количество сторонников, вряд ли оно сможет заменить живое общение, которое является ведущим в формировании критического мышления. Педагогические задачи элективного курса, как и всего просвещения в области нераспространения и разоружения, основаны на понимании того, что наличие у молодежи критического мышления является необходимым условием для социальных изменений. А именно поэтому дистанционный курс не может выступать в качестве самостоятельного и единственного способа обучения. Представляется перспективным сочетание оптимальных преимуществ очного и дистанционного обучения. В таком случае, наряду с очными дискуссиями в малых группах, дебатами, поиском различных подходов к решению проблем, само- и взаимооценке полученных результатов, возможна организация в дистанционном режиме самостоятельной работы по изучению имеющихся материалов, исследованию проблемных вопросов, выявлению противоречий, составлению прогнозов.

     Перспективным видится и привлечение к чтению лекций самых квалифицированных и именитых специалистов в области нераспространения из числа научных сотрудников ЦИПН при Монтерейском институте международных исследований через программу Skype. Эта идея возникла не на пустом месте, она обусловлена несколькими факторами. Существует предварительная договоренность с американской стороной в лице преподавателей Монтерейского института международных исследований. У учащихся старшей школы достаточен языковой багаж для прослушивания лекций на языке. Техническая база гимназии полностью соответствует поставленной задаче.

     Возвращаясь к усилиям международной общественности, хочется отметить, что согласно исследованию Группы экспертов ООН по вопросам просвещения в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, задачей просвещения в этой сфере является развитие у обучаемых навыков и приобретение ими знаний, которые дадут им возможность внести свой вклад в процесс разоружения, особенно в отношении ядерного оружия, а также в усилении контроля за незаконной торговлей стрелковым оружием. Учащиеся нашей гимназии уже вносят свой скромный вклад в этот процесс.


Ресурсы:

  1. Просвещение в области разоружения и нераспространения оружия (на сайте ООН http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/dnp/education.shtml)
  2. Masako Toki. World Free of Nuclear Weapons for the Next Generation: U.S., Russian High School Students Present Research on Nuclear Disarmament (на сайте ЦИПН http://cns.miis.edu/stories/090512_cif_conference.htm)
  3. Kevin Howe. U.S., Russian Students Talk Treaties at Monterey Conference (на сайте ЦИПН http://cns.miis.edu/activities/090427_cif_monterey_herald.htm)
  4. Видеозаписи выступления команды МОУ «Гимназия № 164» г. Зеленогорска на конференции Форума актуальных вопросов современности 2009, 2010 гг (на сайте YouTube http://www.youtube.com/watch?v=EVr7_kzcwiE и http://www.youtube.com/user/MontereyInstitute#p/u/9/yFUW8ShW5ak).

 

 

Hosted by uCoz