Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в действии

 

РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Щетинская    

областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



     Реализация стратегических планов невозможна без перемен в обществе.

     Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современная культура и современное образование - это составляющие общего успеха. Конечным итогом этих действий должно стать качественное изменение как уровня жизни граждан нашей страны, так и нас самих.

     Поэтому сегодня мы говорим, что задач модернизации не решить без внимания к тому, как обстоит дело с творческим потенциалом России, с воспитанием молодого поколения. Это заставляет задуматься о том, как у нас построено образование, каковы ценностные установки и в каком направлении нужно развиваться.

     Ситуация последних лет показала, что недостаточное финансирование и несоответствие сложившейся структуры образовательных программ требованиям инновационного развития привели к явному несоответствию российского образования современным потребностям общества и экономики страны в целом.

     Эффективное развитие России невозможно без формирования человеческого капитала.

     Эту мысль подтверждает Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, где подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.

     Важным этапом модернизации образования РФ стало масштабное общественное и профессиональное обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ключевые позиции которой направлены на: обновление содержания образования, внедрение информационных технологий, развитие педагогического потенциала, системы поддержки талантливой молодежи и самостоятельности образовательных учреждений.

     Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

     Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа – это школа для всех. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

     Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты.

     В обсуждении инициативы приняли участие сотни тысяч учителей, родителей, учеников, представителей общественности. Итогом обсуждений стало решение о внедрении образовательных стандартов нового поколения как одного из этапов реализации инициативы «Наша новая школа».

      Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в феврале 2010 года утвержден Указ о переходе на новые образовательные стандарты.

     Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

     Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

     Сегодня кафедра педагогики дополнительного образования ОГПУ совместно с педагогами-практиками системы активно включены в разработку и внедрение инновационных подходов к дополнительному образованию детей нового поколения.

     Оренбургская область вошла в число 14 субъектов РФ, принимающих активное участие в апробации материалов стандарта начального общего образования. В регионе проведен комплексный мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к работе по новым образовательным стандартам.

     В Оренбургской области 70 образовательных учреждений с этого учебного года работают в режиме экспериментальных площадок, которые участвуют во внедрении Стандарта.

     С 1 сентября 2011 года в условиях массового внедрения Стандарта эти учреждения станут ресурсными центрами.

     Разработан план-график внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области на 2010-2011 годы. Проведен ряд областных семинаров-совещаний, где активно поднимались вопросы психологического сопровождения всех участников образовательного процесса при переходе на новый стандарт, организации второй половины дня, учебно-методического оснащения, были даны пошаговые инструкции руководителям ОУ по внедрению ФГОС в начальной школе.

     Вопросы финансирования ОУ, разработки основной общеобразовательной программы, учебных программ по предметным областям, учебных планов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и администрации отнесены к полномочиям местных органов власти в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

     Образовательные стандарты нового поколения включают в себя совокупность требований:

  • к структуре программы, где ядром является интеграция учебной и внеурочной деятельности;
  • к результатам, в первую очередь личностным, затем предметным и метапредметным;
  • к условиям, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, важность ее высокого кадрового, финансового, материально-технического, информационного, учебно-методического обеспечения.

     Возможности материально-технической базы учреждений должны отвечать новым требованиям времени, способствуя тем самым повышению спроса основных потребителей образовательных услуг. «Каждое ОУ, – говорит президент, – должно стать центром образования и занятия творчеством: необходимо изменить облик зданий с учетом современных дизайнерских решений, требования к питанию, медицинскому обслуживанию и к безопасности».

     Помимо перечисленных выше требований значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и ОУ, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. Приоритетными принципами такого партнерства являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

     В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях.

     Инициатива «Наша новая школа» высказывает идею о необходимости перестроиться в направлении освоения компетентностей в сфере самостоятельной, познавательной, проектно – исследовательской деятельности. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

     Президент акцентирует внимание на том, что пришла пора не ждать, пока эти дети придут и захотят учиться, а извлекать их, и делать это в системе. Воспитанники ОУ должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.

     В Оренбургской области основной контингент воспитанников УДОД составляет сегодня 40% от общего числа, в основном это подростки 10-14 лет – завтрашние выпускники и студенты, которые буквально через несколько лет освоят незнакомые нам сегодня технологии нового поколения. Активное внедрение дистанционных форм во все аспекты деятельности УДОД позволяет сегодня: активизировать поиск и поддержку интеллектуально одаренных детей и подростков, укрепить взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования детей в проведении многопредметных дистанционных олимпиад с ежегодным охватом более 40 тысяч учащихся городов и районов области.

     При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему обра¬зованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

     Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

     Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей в рамках Стандарта носят рекомендательный характер и предполагают несколько вариантов: от простого набора кружков, секций, клубов - до выстраивания системы с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие всех субъектов процесса.

     Министерство образования и науки РФ призывает работников системы дополнительного образования детей обратить внимание на то, что образовательные программы нового поколения, которые предполагается использовать в условиях новой школы, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой — учитывать его достоинства. Эффективности, по мнению правительства, может способствовать ознакомление педагогов дополнительного образо¬вания с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием их программ.

     В Стандарте четко обозначены принципы разработки дополнительных образовательных программ нового поколения:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у школьников целостного и эмоциональ¬но-образного восприятия мира;
  • обращение к тем образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • реализация единства образовательного процесса.

     Однако Министерство образования и науки РФ в лице И.И. Калины высказывает мысль о том, что необходимо правильно понимать что есть современные стандарты – ведь это не шаблон, не трафарет и не лекало.

     Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Современный стандарт – это прежде всего гарантированное предоставление, с одной стороны, ученику, студенту, семье качественных образовательных услуг, с другой – гарантии работнику сферы образования. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высокого уровня и необходимости определения дальнейшего вектора движения.

     На важнейшее место выходит вопрос обновления содержания. Глупо полагать, что если будут единые программы, то и результат будет одинаковым. В конкретной школе каждая программа приобретает свою неповторимую специфику. Так же как и вода приобретает вкус тех труб, через которые протекает, а что получит в итоге потребитель – зависит от труб, т.е. от условий и ресурсов учреждения.

     С точки зрения стандартов в контексте управления, можно выделить несколько принципов: деньги в обмен на обязательства, поддержка лидеров, открытость, публичность деятельности системы, участие общественности в принятии ключевых управленческих решений, стимулирование процессов самоуправления, самооптимизации в структурных компонентах образовательной цепи.

      Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркивает: «Задача – обеспечить переход ОУ на новый стандарт согласно инициативе «Наша новая школа». Достигнуть этого возможно лишь при максимально широком использовании современных информационных технологий. Ведь стандарт это требования не только к содержанию, но и к современным условиям обучения.

     Новая школа требует и нового педагога: владеющего психолого-педагогическими знаниями, понимающего особенности развития ребенка, чуткого и восприимчивого к интересам воспитанников.

     В марте 2010 года приказом Министерства образовании и науки РФ утвержден новый порядок аттестации педагогических работников, пересмотрены критерии и показатели, введен режим подтверждения соответствия занимаемой должности.

     В этой связи уже сегодня разработаны новые модели повышения квалификации, кардинально изменены квалификационные требования и характеристики, ведется психолого-педагогическая подготовка специалистов с непедагогическим образованием. Ценность таких педагогов будет неоспорима.

 

 

Hosted by uCoz