Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Л.М. Абрамова    

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



     Сегодня образование, особенно профессиональное, должно быть ориентировано не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать запросы общества. Достижению этой цели в большей степени способствует использование компетентностного подхода в образовании. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что общеобразовательная школа должна сформировать ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В этом документе дается развернутая характеристика роли и места ключевых компетенций в образовательном процессе, а основной целью профессионального образования определена подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

     Для подготовки такого выпускника необходимо опираться на компетентностный подход, реализация которого связана с достижением следующих целей: обучаемость, самоопределение, самообразование, саморазвитие личности; развитие духовно-нравственной сферы личности учащегося, сознания, культурного уровня; социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире посредством овладения способами преобразования реальности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности; обеспечение и охрана здоровья.

     Начальное профессиональное образовательное учреждение, живущее в режиме развития, должно иметь на вооружении целый арсенал инновационных методов, использующихся в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть эффективным ресурсом для подготовки выпускника в современной действительности. В данном контексте метод – это способ обучения выпускника знаниям и умениям, необходимым для развития компетентности личности. Методы можно классифицировать по разным категориям:

  • по организации подготовки: групповой, коллективный, индивидуальный, дифферинцированный;
  • по форме проведения учебных занятий: теоретическое занятие, практическое занятие;
  • по технологиям: метод использования информационных технологий, проблемное обучение, игровой метод, иллюстрированный, метод дискуссий и обсуждений и т.д.

     Работа преподавателя в начальном профессиональном образовательном учреждении в условиях необходимости компетентностного подхода в обучении и совершенствовании модели будущего квалифицированного специалиста потребовала много творческих находок, нестандартных приемов, применение которых помогает повысить интерес учащихся к процессу приобретения знаний, совершенствованию навыков и умений, что способствует достижению высоких результатов в работе.

     Урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-концерт и т.д – такие формы сегодня широко используются словесниками в практической деятельности. Большой интерес вызывают у учащихся деловые игры. Желание учащихся активно участвовать в подобных уроках говорит о том, что деловая игра – один из самых эффективных методов их познавательной деятельности, формирующий в будущем значимый плацдарм для совершенствования профессионализма.

     Деловая игра не проходит сама по себе стихийно. Очень важная роль отводится преподавателю: он должен направить их на правильную и проблемную постановку вопросов, аргументацию ответа, заранее разработать систему оценок – групповых и индивидуальных, систему штрафов и поощрений.

     Одно из обязательных условий разработки и проведения деловой игры – реализация в ней принципа проблемного обучения. Ведь таким образом учащиеся не только закрепляют полученные ранее знания, но и добывают новые, овладевают приемами творческого поиска. Задание считается проблемным, если при его выполнении перед учащимися возникают трудности. Необходимо учитывать различный уровень знаний учащихся: что для одного сложно, другому, более сильному, покажется слишком простым. Нельзя в деловой игре все внимание отдавать сильным учащимся, самое главное – чтобы в ней участвовали все, чтобы у них появился интерес к предмету. Очень интересно проводятся уроки русского языка и литературы с использованием игровой модели: создается непринужденная обстановка, допустим юмор, ребята не чувствуют себя напряженно, не боятся высказывать свои суждения, ошибиться в выводах, допустить речевые ошибки. Кроме ролей «преподаватель» - «учащийся» в деловой игре целесообразно широко использовать ситуацию профессионального характера, что позволяет обогащать запас профессиональной лексики учащихся, формировать навыки и совершенствовать умения профессионального характера в условиях, приближенных к реальным, развивать речь.

     Например, можно разбить группу на две «рабочие бригады» или представить ситуации: «группа учащихся и мастер на производстве», «рабочие-строители и учащиеся ПУ, пришедшие на производство». До начала игры можно предложить учащимся записать в тетрадь известные им профессиональные термины, применяемые на работе. Количество записанных слов прибавляет очки команде. Затем следует живой диалог с использованием определенных конструкций (причастные, деепричастные обороты, однородные члены предложения и т.д). Жюри или счетная комиссия зачитывает количество их команде. Таким образом, перед учащимися ставится определенная грамматическая задача и создается модель производственной обстановки, что, несомненно, пригодится им в будущей работе.

     Положительными сторонами применения деловых игр в учебном процессе являются:

  • активное участие всех учащихся (повышается интерес к предмету);
  • продемонстрировать нестандартность мышления;
  • совершенствуется профессиональная лексика, воспитывается чувство любви к выбранной профессии, если деловая игра построена на материале, демонстрирующем суть будущей профессии.

     Сегодня рассмотрение профессиональной компетентности осуществляется не с позиции нового, формирующегося в современном образовании компетентностного подхода, а в рамках традиционного – с позиции теории профессиональной деятельности. С этой точки зрения представление о различных видах и типах профессиональной компетентности отвечает возросшим требованиям к профессиональной деятельности со стороны современного общества. Именно способность к саморазвитию личности должна быть одним из критериев, определяющих уровень сформированности компетентности будущего специалиста в образовательном учреждении. Очевидно, выпускник не может рассматриваться как специалист, достигший высшего уровня профессионального мастерства, но образовательное учреждение обязано сформировать в нём качества, которые позволили бы ему совершенствоваться в профессиональном плане.

     Используемая литература:

  1. Деловые игры в учебном процессе. М.: Высшая школа, 2005г.
  2. Семушкина Л.Г. , Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа,1990г.
  3. Махова В.В.Развитие профессиональной компетентности и формирование устойчивой мотивации студентов в профессиональной сфере. М.:Профессиональное образование, 2007г.
  4. Родыгина Т.А., Светлакова И.Н. Комплексное оценивание профессиональной готовности выпускника. М.: Профессиональное образование, 2007г.

 

 

Hosted by uCoz