Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Г.К. Кожахметова    

учитель химии и биологии РГКП РУОЦ «Балдаурен», г. Щучинск



     Часто мы встречаем понятие «компетентность», смысл которого можно определить как «приспособление» или «функционирование». В Казахстане ценится и ценился всегда человек умелый, умелец. С практической точки зрения, человек компетентный является лишь пользователем плодов цивилизации, человек же умелый – пытается проникнуть в суть явлений. Переход на уровень компетентности является результатом значительного повышения качества образования.

     На национальном уровне цели представлены в виде базовых компетенций. Базовые компетенции видятся основой деятельности каждого человека, общества в целом. Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития следующих базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;
  • заботливый член семьи;
  • творческая индивидуальность;
  • ответственный гражданин;
  • здоровая и совершенствующаяся личность.

     Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

     Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.

     Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

     К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция, коммуникативная компетенция. компетенция разрешения проблем.

     Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:

  • имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке - как языке межнационального общения, на иностранном языке – как языке международного общения; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует его в нужном контексте;
  • владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе, умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологий;
  • понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
  • знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
  • понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
  • умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
  • ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.

     Четвертый уровень целей – ожидаемые результаты образования. Ожидаемые результаты образования – это система, представляющая цели образования краткосрочного характера, установленные по циклам обучения, это планируемый результат конкретного периода обучения. Ожидаемые результаты отражают слияние ключевых и предметных компетенций в единое целое. Они характеризуют готовность учащихся к интеграции предметных знаний, умений и навыков и их жизненного опыта в контексте ключевых компетенций.

     Проводятся исследования по содержанию системы оценивания компетентностных достижений учащихся.

     В заключение отметим, что объективная реальность XXI в. требует обновления подходов к отбору содержания образования, организации образовательной среды и др. Изменения в школьном образовании Казахстана возможны при условии качественно иного подхода к управлению этим процессом. Годы, прошедшие со времени объявления решения о переходе на 12-летнее образование, показали несостоятельность определенных управленческих действий, неиспользованность инновационного потенциала педагогов. При этом подчеркнем еще раз, основой всех изменений, отправной точкой организации и реализации программ, планов является цель образования как конечного результата деятельности системы школьного образования Казахстана. Это – объективная реальность развития всех социальных систем. Таким образом, профессиональную подготовку педагога следует организовывать на основе компетентностного подхода, который утверждает роль компетентностей в качестве важнейших показателей профессионализма. В настоящее время часты случаи отождествления этих понятий между собой и в большинстве случаев они употребляются интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма.

Литература:

  1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее оброзование в России.11.2004.-с.17-22.
  2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, к конкурентоспособной экономике, к конкурентоспособной нации». — Астана, 2004.
  3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы // Индустриальная Караганда. — 2004. — 21 октября.
  4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан по специальности 050120 – Профессиональное обучение. – Астана: МО и Н РК, 2004. – 45 с.
  5. Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения.
  6. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138–143

 

 

Hosted by uCoz