Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Г.И. Кудаева   

директор государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области», г. Нижний Новгород

Н.З. Назарова   

главный специалист государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области», г. Нижний Новгород



      «Основой семьи является любовь, которая порождает и сохраняет семью, приумножает и укрепляет ее. Основой же школы является социальная норма, которую осваивает, усваивает и присваивает ребенок в процессе школьной жизни и в пространстве школьных отношений. Эти два общественных института оснащают ребенка достижениями, выработанными культурой, по принципу дополнительности и тем самым содействуют гармоничному и разностороннему развитию» (Щуркова Н.Е.).

     Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное и нравственно-эстетическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребенка и в домашних условиях, и в детском саду, и в школе.

     Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, в частности учреждений дополнительного образования, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителя и социума.

     В государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» накоплен огромный опыт работы по развитию взаимодействия образовательных учреждений с семьей. На протяжении многих лет в Центре реализуются социально-педагогические проекты, направленные на обновление содержания деятельности по педагогической поддержке семейного воспитания.

     Актуальной и востребованной формой деятельности Центра по оказанию методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений Нижегородской области стало проведение выездных семинаров по программе «Университет педагогической культуры». Семинары направлены на развитие педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания, оказание методической и практической помощи педагогам по вопросам педагогической подготовки родителей как воспитателей своих детей, формирование у молодёжи психологической установки на осознанное родительство. Участниками данных семинаров являются специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, методисты информационно-диагностических служб, методисты учреждений дополнительного образования, курирующие вопросы воспитания и дополнительного образования, руководители и педагогические работники образовательных учреждений, а также родители, представители клубов молодых семей, дети старшего школьного возраста. Для каждой категории участников предлагается своя программа, с включением лекционных и практических занятий по вопросам семейного права, психологии общения, межличностного взаимодействия, педагогической психологии.

     Особое внимание на семинарах уделяется обобщению и распространению позитивного опыта органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, педагогических коллективов образовательных учреждений по укреплению авторитета семьи и базовых семейных ценностей. В рамках семинаров организуются тематические выставки семейного художественного творчества («Праздник урожая», «Лоза в моей судьбе», «Военные реликвии», выставки мягкой игрушки, архитектурного творчества, кружевоплетения, тестопластики и т.д.). На выставках демонстрируются уникальные творческие работы, выполненные семьями – участниками различных творческих конкурсов.

     Положительными результатами реализации программы «Университет педагогической культуры» являются:

  • востребованность программы (в семинарах 2003–2010 гг. приняли участие 100 % муниципальных районов и городских округов области);
  • активное участие в семинаре представителей образовательных учреждений всех типов и видов;
  • оказание юридической, психологической помощи участникам семинара;
  • обобщение положительного опыта образовательных учреждений области по педагогической поддержке семейного воспитания.

     В целом реализация программы способствует развитию взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения и формированию общественного мнения о значимости и ответственности родителей за воспитание детей.

     При проведении итоговой диагностики было выявлено, что программа востребована всеми категориями слушателей, что позволяет сделать вывод о целесообразности проведения подобных семинаров и в дальнейшем.

     Традиционной формой повышения профессионализма педагогов остаются курсы повышения квалификации. Начиная с 2002 года в области для сотрудников методических служб муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Центром совместно с ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» проводят курсовую подготовку по теме «Организация работы по педагогической поддержке семейного воспитания».

     В программе курсов предусмотрены лекционные и практические занятия по вопросам семейной социальной политики, семейного права, семейной педагогики и др. Курсовую подготовку прошли представители всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

     Выявлению и распространению наиболее эффективных методов работы по педагогической поддержке семейного воспитания способствовали областной конкурс методических разработок по педагогической поддержке семейного воспитания среди клубов по месту жительства и клубов молодых семей и областной конкурс программ (проектов) по организации совместного отдыха и занятости детей и родителей в период школьных каникул.

     На сегодняшний день в образовательном комплексе области происходит закономерный процесс развития взаимодействия образовательных учреждений с семьей, возрастает социальная активность родителей, внедряются в практику разнообразные формы и методы работы по семейному воспитанию.

     Одной из многих форм по работе с семьей является проведение областного конкурса семейных команд КВН «Семья – театр жизни», целью которого является развитие семейных конкурсов КВН как активной формы развития интеллектуальных и творческих способностей детей и родителей. Его участниками стали более 900 семейных команд КВН, представленных клубами и общественными объединениями семей, образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами по делам молодежи. В финальном мероприятии 6 семейных команд были торжественно награждены дипломами и памятными призами.

     В конкурсе на лучшую организацию работы в клубах молодых семей, прошедшем в 2009–2010 учебном году, отражены основные методы активного взаимодействия с молодой семьей, представлены нормативно-правовое обеспечение, программы деятельности семейных клубов, сценарии семейных праздников, конкурсных программ, разнообразные формы работы с молодыми семьями. Конкурс направлен на повышение эффективности деятельности клубов и развитие новых форм работы с молодыми семьями, в нем приняли участие 42 клуба молодых семей из 60 муниципальных образований Нижегородской области.

     В период с августа 2009 года по февраль 2010 года на территории Нижегородской области впервые прошёл областной конкурс молодых семей «Голосуй за свое будущее» совместно с избирательной комиссией Нижегородской области. Конкурс проводился в целях повышения значимости правовой культуры в среде молодого избирателя; развития чувства сопричастности к жизни страны; привлечения внимания молодежи к избирательным кампаниям и электоратным процессам; повышения творческой активности молодых семей Нижегородской области. Участниками конкурса стали молодые семьи с детьми – представители клубов молодых семей Нижегородской области. В первом этапе конкурса в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области приняли участие 3000 молодых семей. На заочный отборочный этап было представлено 109 лучших творческих работ из 20 муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В каждой работе авторы предлагали свои варианты повышения правовой культуры будущих избирателей и технологии привлечения внимания молодежи к избирательному праву и процессу. В присланных работах чётко прослеживалась гражданская позиция авторов – активных участников общественной и политической жизни страны. Конкурсные работы были интересны ещё и тем, что в процессе их создания участвовали не только взрослые члены молодой семьи, но и дети. Принимая непосредственное участие в конкурсе, дети клали в копилку своих знаний и новые знания по избирательному праву, избирательной системе.

     2010 год определен значимой датой - 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо помочь молодым осознать сопричастность своей семьи к великим событиям прошлых лет, настойчиво формировать готовность юного поколения к служению Отечеству через использование возможностей семейного воспитания, и это стало одной из ключевых целей мероприятии, посвященных юбилейному году Победы.

     Одним из самых запоминающихся мероприятий в образовательном комплексе Нижегородской области стал областной семейный конкурс «И память сердца говорит…», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Конкурс был направлен на создание условий для формирования у современного поколения важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, объединение детей и родителей в едином образовательно–воспитательном пространстве, внедрение новых форм и методов работы с семьей в деятельность образовательных учреждений. Его участниками стали более 7 тысяч семей Нижегородской области. В финальном мероприятии 86 семей из всех 60 муниципальных образований области были торжественно награждены дипломами и памятными призами. В рамках конкурса Нижегородская область присоединилась к Всероссийской акции «Солдатский платок».

     Одним из важных направлений деятельности Центра является издательская деятельность, направленная на пропаганду и распространение позитивного опыта по поддержке семейного воспитания. За последние два года выпущены три выпуска методического сборника "Начало всех начал", в которые вошли программы деятельности, методические материалы и разработки образовательных учреждений по педагогической поддержке семейного воспитания, семейные социокультурные проекты и сценарии семейных праздников.

     В новом учебном году Центр продолжает работу по педагогической поддержке семейного воспитания с образовательными учреждениями Нижегородской области и важными задачами, на решение которых будет направлена деятельность Центра в:

  • создании и обеспечении условий для наилучшего выполнения социально-психологической функции в воспитании ребенка в семье;
  • совершенствовании и развитии существующих форм педагогического сопровождения семейного воспитания, а также в разработке, внедрении инновационных технологий, форм и методов работы с семьей и детьми;
  • повышении квалификации педагогических работников образовательных учреждений;
  • обеспечении методического сопровождения педагогической поддержки семейного воспитания;
  • межведомственном взаимодействии и координации в сфере реализации государственной семейной политики, развитии сотрудничества различных структур общества, органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса.

     Таким образом, подводя итог вышесказанного, результатами подобных комплексных воздействий стало массовое объединение детей и родителей в образовательно-досуговом пространстве, обеспечение семейной благоприятной среды для развития творческих способностей детей, стимулирование творческих поисков педагогов в работе по оказанию помощи семье в воспитании детей.

 

 

Hosted by uCoz