Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

Использование информационных технологий для формирования социокультурной компетенции в процессе обучения немецкому языку

Н.В. Гребенщикова    

ГОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер», г. Волгоград



     Одним из ведущих принципов обновления процесса обучения и воспитания в школе становится принцип культуросообразности, когда этот процесс основывается на общечеловеческих ценностях. Предмет «иностранный язык» занимает при этом особое место. Он не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но и оттеняет путем сравнения особенности национальной культуры. Для этого на уроках иностранного языка необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные сведения об истории, экономике, литературе, образе жизни и традициях страны изучаемого языка. Работа по реализации лингвострановедческого подхода позволяет не только достичь практических целей (умения читать, слушать и говорить на иностранном языке), но и способствует решению образовательных, развивающих и воспитательных целей. Это содействует воспитанию учеников в контексте диалога культур, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию.

     Для успешного общения на иностранном языке необходимо не только владеть языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире. Эти когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями. Отечественные лингвисты Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров утверждают, что каждое человеческое общество владеет 4 основными группами фоновых знаний. К первой группе относятся такие общечеловеческие понятия, как солнце, ветер, воздух. Вторая группа отражает специфические понятия, характерные для всех членов определенной этнической и языковой общности. Третью группу составляют социально-групповые знания, характерные для социальных и профессиональных групп (инженеров, моряков, педагогов). Четвертую группу представляют знания, связанные с особенностями региона. В средней школе приобщение к третьей и четвертой группам фоновых знаний не входит в задачи овладения языком, так как нет возможностей знакомиться с особенностями профессиональной речи и диалектов. В то же время обучение иностранным языкам делает необходимым овладение фоновыми знаниями второй группы. Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, реализующими не только общеобразовательные и воспитательные, но и конкретные практические цели.

     Обеспечивая социокультурный компонент в обучении немецкому языку, необходимо дать знания по основным темам национальной культуры Германии: по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию. Для этого существуют различные приемы и методы: работа с текстом лингвострановедческого содержания, с фото и иллюстрациями, географическими картами, со знаками и символами национальной культуры.

     Высокий эффект в социокультурном образовании и воспитании дает применение компьютера и новых мультимедийных технологий. Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранного языка позволяет учащимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране изучаемого языка и мире, способствует социальной адаптации.

     Основные виды работ с компьютером на уроках иностранного языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание новых программ с дальнейшим применением их на уроке.

     Использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования мультимедийных технологий на уроке при объяснении материала, его закреплении и контроле. Среди наиболее удачных программ, используемых мною на уроках немецкого языка, следует отметить мультимедиапрограммы „Von Aachen bis Zwickau“, „Lina und Leo“ и „Landeskunde PC“. Программа „Von Aachen bis Zwickau“ содержит темы: «Тим о своих хобби», «Идеальный учитель», «Сюзане о своей семье и школе», «Филипп о спорте», «Молодежь о своем будущем». Она знакомит учащихся с современной немецкой молодежью, ее проблемами, интересами, стремлениями, удачно дополняет работу по многим темам учебников И.Л. Бим «Шаги» и О. Зверловой «Ключевое слово – немецкий язык», содержит много упражнений в игровой форме на закрепление материала. Программа „Lina und Leo“ предлагает увлекательное путешествие по городам Германии, знакомит учащихся с их достопримечательностями, обычаями и традициями немецкого народа. „Landeskunde PC“ содержит гипертексты по следующим темам: «Географическое положении», «История», «Население», «Школьная система», «Государство и политика», карты, графики, диаграммы, тесты после каждой темы. Эти программы используются на уроках немецкого языка при работе над темами «Путешествие по Германии», «Школьная система Германии», «Современная молодежь» и др., при работе над элективными курсами «Страноведение Германии», «Бизнес-немецкий», «Основы экономики на немецком языке». Работа с этими программами вызывает у учащихся неизменный интерес, способствует их социокультурному развитию.

     Иногда возникает необходимость создания новой программы. Так, например, существующие в настоящий момент учебники по немецкому языку не содержат достаточной информации о евро - единой европейской валюте. Целью создания программы «Евро: история, цели, последствия» было дополнить содержание существующих учебников немецкого языка материалами о единой европейской валюте. В ходе работы над проектом решались следующие задачи:

  • отследить процессы, способствующие экономическому и политическому объединению Европы и приведшие к введению единой европейской валюты;
  • познакомиться с выдающимися политическими деятелями, внесшими вклад в процесс объединения Европы;
  • узнать, как выглядят евробанкноты и центы, какие они имеют средства защиты;
  • найти информацию о том, какие экономические и политические последствия имело это явление для стран и людей;
  • обобщить и систематизировать собранный материал, оформить его в виде сайта;
  • для контроля полученных знаний, навыков и умений разработать интерактивный тест.

     Работа над этой программой была организована в виде проектной деятельности учащихся. Учитель выступал в роли консультанта, координатора, помогал отбирать, систематизировать и обобщать найденный материал. Подготовка такой программы требует определенных навыков работы с компьютером, умения работать с различными программами, такими как: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Publisher, использовать сеть Интернет для поиска необходимой информации. Результатом долговременной работы стал многостраничный сайт, включающий следующие темы: «История денег», «Отцы Европы», «Государства Европейского Союза», «Банкноты государств Европейского Союза», «Путь к единой валюте», «Государства Еврозоны», «Евробанкноты», «Центы», «Последствия введения евро», «Евро и немцы». В завершение дается тест, с помощью которого можно проверить и оценить свои знания по данной теме. Мультимедийный проект «Евро: история, цели, последствия» используется как дополнительное учебное пособие при работе с УМК О. Зверловой «Ключевое слово – немецкий язык» по теме «Вокруг денег», с элективными курсами «Бизнес-немецкий» и «Основы экономики на немецком языке». Следует отметить, что созданные ранее мультимедийные проекты «Современная немецкая поп- и рок-музыка», «Немецкая колония Сарепта на рубеже веков» так же активно используются на уроках немецкого языка с целью формирования социокультурной компетенции учащихся. Неотъемлемой частью обучения иностранному языку является социокультурное образование, направленное на формирование готовности личности к интеграции в культурно-образовательное пространство современного общества, на развитие способности к межличностному взаимодействию с представителями разных народов и культур в социально-бытовой, профессиональной, культурной и других сферах жизни. Компьютеры и новейшие технические средства информации представляют собой одно из крупнейших нововведений нашего времени. Их проникновение в самые различные сферы жизни общества имеют далеко идущие экономические, социальные и культурные последствия. Техника и информационные технологии в сочетании с гуманитаризацией и гуманизацией общества выводят систему общего и языкового образования на новый виток, продуктом которого является личность, способная в условиях растущей взаимозависимости и взаимодействия между народами и нациями грамотно вступать в межкультурное общение, базирующееся на диалоге культур.

 

 

Hosted by uCoz