Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

 

СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Макеева Т.В.    

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль



     Состояние воспитания, тенденции развития и актуальные его проблемы являются, с одной стороны, проекцией общегосударственных проблем, показателем социокультурной динамики общественного сознания. В связи с этим анализ воспитания позволяет не только содействовать развитию социальной политики в области воспитания, но и актуализировать внимание на тех социально-экономических, культурных и политических аспектах общественной жизни, которые определяют тенденции развития государственной и общественной политики воспитания на долгосрочную перспективу.

     С другой стороны, состояние воспитания и тенденции его развития отражают массовую воспитательную практику, которая, откликаясь на общегосударственные и общественные проблемы, развивается все же не идентично с ними, а имеет свои особенности, обусловленные наличием опыта воспитательной деятельности, традиций воспитания, уровнем подготовки учителей и педагогов в целом к воспитательной деятельности, их пониманием сущности, содержания, целей и задач воспитания.

     Противоречия между этими двумя сторонами современного воспитания (государственно-общественным и массово-практическим) являются движущими силами развития воспитания, полем актуальных и перспективных проблем научных исследований.

     Значительное внимание государства к патриотическому воспитанию в последние годы вызвало бурный рост научных исследований по данной проблематике, оно стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания.

     Анализ мнений ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств – это любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность.

     Патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего детей в лучших традициях своих потомков, работающего во благо Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

     Нельзя забывать и о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

     Актуальной задачей современного патриотически-ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии. Как отмечает А.К. Быков, «без отражения активной субъектной позиции детей и молодежи в условиях жизни в современном обществе дезавуируется демократический характер воспитания подрастающего поколения в нашей стране, игнорируются важнейшие принципы воспитания: гуманизации воспитательного процесса; ценностно-демократической ориентации управления процессом развития воспитания детей; приоритетного воздействия в воспитательном процессе на реальную социальную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи» [1; 40].

     Патриотическое воспитание в истории России переживает то взлеты, то падения. В последние годы принят и действует целый ряд программ, направленных на возрождение патриотизма, гражданственности и духовности россиян. В некоторых регионах созданы координационные советы и центры патриотического воспитания, но образовательные учреждения и учреждения культуры часто испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.

     Опыт работы с детьми и молодежью показывает, что лучший способ побудить подростка к деятельности – это создать такую ситуацию, где он мог бы проявить свои положительные качества, способности и осознать значимость духа патриотизма. Актуальной становится задача развития способностей общения, обмена и сопоставления позиций, принятия различий, умения «жить вместе» не только в одном дворе, на одной улице, в одном городе, но и на одной планете.

     Если обратиться к организации дополнительного образования как особого культурно-образовательного пространства, то следует выделить такие условия его функционирования:

  • открытость границ, позволяющая не только расширить и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия с детьми, но и увеличивать его за счет организации встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, интересы), увеличивают и обогащают мир общения ребенка;
  • вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и ребенка;
  • «погружение» в культуру как возможность «проживания» событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними;
  • эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность [2; 46-47].

     Одной из образовательных задач учреждений дополнительного образования является формирование гражданской позиции через приобщение к историческому наследию, знакомству с современными перспективными направлениями развития социальной, экономической, культурной жизни родного города.

     В рамках гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи особое значение придается следующим ключевым компетенциям, которыми должно владеть подрастающее поколение:

  • политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
  • компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, способностью уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий.

     Изучая опыт учреждений дополнительного образования детей и молодежи отметим, что здесь традиционно проводится целенаправленная работа по патриотическому воспитанию. Созданы активы детей и подростков, проводятся различные мероприятия. В каникулярный период в большинстве учреждений дополнительного образования действуют оборонно-спортивные лагеря для подростков с целью отвлечения подростков от улицы, организации их свободного времени, оздоровления, выявления и стимулирования навыков действий в экстремальных ситуациях, знакомства с вооруженными силами РФ, специальными подразделениями МВД, общей физической подготовки. Участие в подобных мероприятиях формирует уверенность подростка в себе и своих силах, учит коллективным действиям, работе в команде, развивает чувство взаимопомощи и поддержки.

     По нашему мнению, необходимо расширить содержание воспитательной работы по данному направлению, выйти за рамки пространства учреждения, наполнить экзистенциальным смыслом и звучанием не только ряд проблем и суждений, но и само воспитательное пространство.

     Предлагаем следующие формы реализации программ патриотического воспитания детей и молодежи в учреждении дополнительного образования:

  1. Для привлечения внимания молодежи к проблемам гражданственности и патриотизма можно провести социологический опрос под названием «Ваше мнение» на темы патриотизма, гражданственности, политики, социальной сферы, образования и т. д. Результат – создание «Банка мнений» молодежи по волнующим их вопросам. Выделить, какое место современная молодежь уделяет проблемам патриотического воспитания.
  2. Проведение конкурса детских и молодежных проектов.
  3. Проведение мероприятий, направленных на осознанное размышление молодого человека о своей жизни в поисках ответов на вопросы: «Кто я, зачем живу, что я могу в жизни, могу ли я кому-то принести радость, достоин ли я любви других и способен ли любить сам?»:
    • организация встреч с политическими лидерами различных движений и партий для бесед об их планах, надеждах, которые они возлагают на молодежь, возможностях подключения молодых людей к политической деятельности и т. п.;
    • проведение культурно-массовых акций, которые позволяют активизировать желание и сформировать устойчивый интерес молодежи к участию в таких мероприятиях, заставляют молодых людей задуматься о происходящем, подталкивают их к потребности осознания себя и своей роли в жизни;
    • проведение заседаний круглых столов по различным направлениям (политика, социальная сфера, благотворительность, принципы успеха в молодежной среде, родители и дети на пути к лучшему будущему);
    • организация встреч с известными людьми для изучения их взгляда на жизнь, понимания своей роли и своего предназначения, для поиска соратников по духу и устремлениям (артисты, музыканты, художники, поэты, общественные деятели и т. д.).
  4. Реализация подготовленных проектов совместно с учреждениями, занимающимися проблемами гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения (волонтерские отряды, «тимуровцы», молодежный парламент и др.).

     По мере выполнения программы количество проектов будет увеличиваться, а сами проекты - дополняться и видоизменяться.

     Таким образом, необходимо не только увеличение патриотических и военно-спортивных клубов на базе различных учреждений, в том числе и дополнительного образования детей и молодежи, но и направленность воспитательной деятельности на то, чтобы большее количество ребят смогли реализовать свой потенциал, стать инициативными, проявить на деле гражданские и патриотические чувства.


     Библиографический список

  1. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42
  2. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей /Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 349с.

 

 

Hosted by uCoz