Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Нагорняк    

государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



Компетентностный подход - это как привидение:
все о нем говорят, но мало кто его видел…

                   Б.Д. Эльконин






     Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание специальными знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

     Компетентностно-ориентированное образование – ответ на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

     Компетентностное образование – противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. На сегодняшний день не существует общепринятого определения компетенции, хотя можно говорить о складывающейся концепции компетенции.

     Понятие «компетентность» (от лат. сompete – «соответствую», «подхожу», competens – «надлежащий», «способный») стало достаточно часто появляться в педагогической лексике, хотя для российской педагогики оно является относительно новым, поэтому наблюдается его разное толкование (Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, Дж. Равен, В.В. Сериков, С.Е. Шишов и др.).

     Компетентность – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

     Наряду с понятием «компетентность» употребляется понятие «компетенция». Есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, компетенция определяется как способность делать что-либо хорошо или эффективно, соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу, способность выполнять особые трудовые функции. В глоссарии терминов рынка труда отмечается, что «...термин «компетентность» используется в тех же значениях». Второй вариант рассмотрения соотношения этих понятий продемонстрирован в словарных статьях. Так, толковый словарь русского языка С. Ожегова, словарь иностранных слов определяют компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

     В компетенции входят: управление отношениями, работа в группах, влияние, сбор и анализ информации, принятие решений, личное развитие, генерирование и накопление идей, планирование и организация, управление выполнением задачи к установленному сроку, постановка цели.

     Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия. Компетенция рабочего определяется уставами, нормативными документами организации или предприятия и отражается в должностной инструкции.

     В середине 90-х годов этот термин начинает использоваться для определения требований к подготовке рабочих в профессиональных учреждениях.

     Необходимость введения понятия «ключевые компетенции» в практику подготовки и оценки рабочих обусловливают следующие факторы:

  • экономическая неопределенность на рынке труда и угроза безработицы, требующие непрерывного повышения уровня образования и квалификации;
  • изменение организационной структуры производства, переход к корпоративным формам управления, деятельность предприятий различных форм собственности;
  • децентрализация процесса принятия решений и актуализация способности работать самостоятельно, анализировать сложные ситуации, принимать ответственные решения;
  • широкое внедрение в производство, управление, сервис и быт компьютерных технологий.

     К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации выпускников УНПО, относят: социальные, правовые, информационные, коммуникативные, профессиональные и базовые компетенции.

     Уровень сформированности ключевых компетенций характеризует компетентность выпускника УНПО, его способность к адаптации в современном постиндустриальном обществе. Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся УНПО закладываются в системе общего образования при реализации образовательных стандартов на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств.

Вид компетенции Показатели компетенции учащегося
СоциальнаяУмеет анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, принимать решения. Отсутствие отрицательных комплексов и установок по отношению к социальнозначимым видам труда
Коммуникативная Может обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Инициативно взаимодействует с коллегами при решении задач. Готов к сотрудничеству и умеет налаживать контакты, в том числе с работодателями. Доброжелателен к коллегам
Информационная Уверенно и свободно использует информационные технологии в своей работе. Самостоятельно подбирает необходимую для профессиональной деятельности информацию и применяет ее на практике
Профессиональная Может выполнять работу на любом рабочем месте. Активно работает над повышением профессиональной квалификации. Добивается максимально эффективных результатов в своей деятельности. Работает рационально, планомерно, организованно, контролирует и анализирует итоги своей работы
Базовая Обладает знаниями и умениями в определенной образовательной области по конкретной учебной дисциплине. Дает верные ответы на вопросы по теме занятия. Умеет решать задачи и точно выполнять учебные задания, исправлять собственные ошибки
Правовая Соблюдает нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений. Может осознанно заключать трудовые контракты (соглашения) с работодателями

     Анализ практики обучения в УНПО свидетельствует, что развитие и формирование у учащихся ключевых компетенций, которые помогут им успешно профессионально адаптироваться, обеспечивается соответствующим обновлением всех составляющих образовательного процесса: целей обучения, содержания образовательных программ, технологий обучения, традиционной системы контроля знаний и умений.

     Преподаватель, мастер производственного обучения, проектируя образовательный процесс с ориентацией на компетентностный подход, должен:

  • диагностировать исходный уровень наличия ключевых компетенций;
  • формулировать цель обучения, ориентируясь на конечный результат– уровень сфомированности того или иного вида ключевой компетенции;
  • определять содержание образовательных программ для формирования или развития ключевых компетенций;
  • выделять методы активизации образовательного процесса и реализации заявленного содержания обучения, адекватно организовывать учебно-познавательную и трудовую деятельность учащихся;
  • оценивать конечные итоги и качество обучения, фиксируя уровень сформированности ключевых компетенций.

     Преподаватель должен создать все условия, чтобы учащиеся осознали практическую значимость ключевых компетенций для успешной адаптации на рынке труда, активной профессиональной деятельности и проявили личную заинтересованность в их развитии. Учащиеся должны приобрести навыки самооценки, оценки своей готовности к инициативному и творческому выполнению требуемых трудовых функций (обязанностей), а также навыки профессионального самообразования и самосовершенствования.

     Уже на первом курсе в начале учебного процесса необходимо разъяснить учащимся цели обучения в УНПО, познакомить их с требованиями к выпускникам, обозначенными в профессиональных характеристиках, назвать ключевые компетенции, которые им важно приобрести в процессе овладения профессией на заданный или повышенный уровень квалификации для успешного трудоустройства, закрепления на рабочем месте.

     Таким образом, овладение ключевыми профессиональными компетенциями является архиважной задачей современного профессионального образования. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания учащихся рабочих профессий. Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность ключевых компетенций, отражающих личностно-профессиональное развитие. Сформированность ключевых компетенций обеспечивает готовность выпускников УНПО к социальной и профессиональной адаптации, продуктивному труду в сферах деятельности.

     Список используемой литературы:

  1. Бобиенко О.М. ст. преподаватель ТИСБИ // Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. Журнал «Вестник ТИСБИ» выпуск №2, 2003.
  2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. - 97с.
  3. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций. - М.: «Стратегия по управлению персоналом» №11,2002 год.
  4. Образовательная технология века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 96с.
  5. Профессиональное образование». Академия профессионального образования. - М.: ИСОМ. № 4, 2004 - 147с.
  6. Советский энциклопедический словарь. - М., 1998. - 827с.
  7. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994. - 392с.
  8. Якуба Ю.А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. - М., 1995. - 95стр.
  9.  

 

Hosted by uCoz