Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Классный руководитель в современной школе

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ – В ПРИОРИТЕТЕ

Т.И. Вороньжева   

областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



     Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классных руководителей, созданный на базе ОДТДМ, координирует работу с классными руководителями образовательных учреждений области.

     В рамках деятельности Центра:

  • разработан комплект программно-методических материалов «Классный руководитель ХХI века», в котором отражен опыт работы лучших классных руководителей области, представлены информационно-справочные материалы для мониторинга деятельности классных руководителей, диагностики воспитательного процесса, широко представлены формы и методы работы с родителями;
  • разработан и действует Интернет-сайт «Классный руководитель ХХI века» (www.orenklass.narod.ru). На сайте представлен большой спектр направлений: «Школа без звонка», «Растем профессионально», «Общаемся с родителями», «Самый классный классный», Дистанционный курс. «Педагогика воспитания», «Звёздный опыт региона», «Работаем с документами», «Сотрудничество».

     Воспитание в школе должно только через совместную деятельность семьи и школы, которая осуществляется должна быть открытой и понятной для родителей. Именно так ставится в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

     Как организовать работу с родителями, как целенаправленно достичь в ней результата? – этот вопрос на повестке дня классных руководителей региона.

     Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • индивидуальные и тематические консультации;
  • тематические читательские конференции;
  • родительские собрания;
  • собрание-диспут;
  • дебаты;
  • семейная гостиная;
  • встреча за круглым столом;
  • вечер вопросов и ответов;
  • психолого-педагогические практикумы – тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей (с привлечением психолога школы).

     Примерная тематика родительских собраний:

  1. Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда.
  2. Культура поведения в семье. Семейные традиции и обычаи.
  3. Ответственность несовершеннолетних за отдельные виды преступлений.
  4. Воспитательное значение авторитета родителей.
  5. Проблемы трудового воспитания в семье.
  6. Как воспитать стремление ребёнка к успеху в жизни?
  7. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
  8. Психофизиологические особенности девятиклассников.
  9. Вечер размышлений (собрание вместе с учащимися).
  10. Человек, которому я верю.
  11. Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.

     Примерная тематика родительских конференций:

  1. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
  2. Культура общения с компьютером.
  3. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.
  4. Когда родители в разводе.
  5. Как избежать конфликтов в семье.
  6. Трудности школьного ученичества.
  7. Хорошие родители. Какие они?
  8. Система воспитательной работы в школе глазами родителей.
  9. Свободное время и развлечения учащихся.
  10. Одаренный ребенок в семье.

     Эффективной формой работы с родителями являются родительские вечера, такая форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Они проводятся несколько раз в год (возможно присутствие детей). Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

     Примерные темы родительских вечеров:

  1. Уклад жизни в семье.
  2. Семейный досуг: домашние праздники, телевидение.
  3. Традиции семейного чтения.
  4. Связь поколений.
  5. Мы и наше детство.

     Родительский ринг и дебаты – это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что нет.

     Примерные темы родительских рингов и дебатов:

  1. Компьютер – вред или польза?
  2. Быть человеком.
  3. Не говори «да», если хочешь сказать «нет».
  4. Зеленый змий – миф и реальность.
  5. Соблазны и пути их преодоления.

     Родительские тренинги – активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительские тренинги проводятся психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

     Совместная деятельность родителей и учащихся решает следующие задачи:

  • расширяет воспитывающую среду;
  • увеличивает диапазон позитивных влияний на личность учащихся;
  • улучшает взаимоотношения учителей, родителей и детей.

     Формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по направлениям работы школы:

  1. спортивно-оздоровительное: туристический поход, «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования «Кросс наций», «Лыжня России», «Веселые старты»;
  2. учебно-познавательное: конкурс информационных технологий, день творчества детей и родителей, экскурсии в музеи, выставки, театр, конкурс совместных поделок с родителями, вечера художественной самодеятельности и др.;
  3. профориентационное: рассказы родителей о своих профессиях, беседы о выборе жизненного пути, экскурсии на производства и предприятгГражданско-патриотическое: «А ну-ка, парни», подготовка отцами класса команды учащихся к смотру строя и песни, конкурс «Мой папа – самый самый», акция «Мы – граждане России» и др.;
  4. лидерское: участие в городском конкурсе «Моя семья»;
  5. правовое: операция «Подросток», акция «Помоги ребёнку»;
  6. волонтёрское: акция «Час добрых дел», акция «Чистый город».

 

 

Hosted by uCoz