Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Система дополнительного образования детей: стратегии, проекты, технологии

 

НОВЫЙ ПОДХОД К ДОПОЛНИТЛЬНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Никитина Д.Ф.    

Уфимский городской дворец детского творчества им. В.М. Комарова, г. Уфа



     Детская музыкальная студия «Лада» работает на базе Дворца детского творчества с 2003 года. Я, Никитина Джамиля Фаридовна, являюсь автором идеи и руководителем этой студии. Проанализировав результаты своей работы за 10 лет, потребности детей и их родителей, я решила использовать в своей деятельности инновации. Анализ потребностей воспитанников музыкального направления показал, что эти дети в большинстве своем перегружены. Они часто не имеют возможности сочетать учёбу в общеобразовательной школе, с занятиями в музыкальной школе, в хореографических и художественных студиях. В музыкальной школе уже на первом году обучения недельная нагрузка составляет не менее пяти часов в неделю. В нашей студии материал теории музыки, сольфеджио, фортепиано преподносится за 3 часа в неделю, так как мы проводим занятия в более интенсивном темпе. Механизм, обеспечивающий интенсификацию процесса музыкального обучения, обусловлен взаимосвязью различных практикуемых на занятиях в классе и на сцене видов музыкальной творческой деятельности, что ведёт их к взаимному обогащению и развитию.

     На первом году обучения дети изучают музыкальную грамоту, обучаются игре на фортепиано и имеют представление об основах вокального и хореографического искусства. С первых дней обучения в студии им прививается комплекс важнейших практических навыков: игра и пение по слуху, игра и пение в ансамбле, умение аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент, петь и строить второй голос, импровизировать голосом, читать с листа.

     Овладение данным курсом обучения нашло практическое применение в жизни учащихся. Участие в фестивалях и конкурсах формирует и развивает личность ребёнка. У детей воспитывается хороший музыкальный вкус, развиваются творческие задатки. Они учатся любить и понимать музыку, не боятся публичных выступлений, становятся социально значимыми, гармонически развитыми и уверенными в себе людьми. Умение владеть инструментом и голосом – не самоцель, а средство для развития и воспитания личности.

     Особенностью репертуара ансамбля является современная стилизация народных песен: башкирских, русских, татарских. Музыкальные обработки, хореографические постановки и костюмы выполнены в народном стиле.

     Основная форма занятий – урок. На уроках маленькие воспитанники интонируют и подбирают по слуху, поют сольфеджио, пишут музыкальные и ритмические диктанты, слушают и анализируют музыкальные примеры разных направлений (классическая, народная, джазовая). В этом нам помогают следующие пособия:

  1. Лещинская И. Малыш за роялем
  2. Королькова И. Крохе музыканту. 1 и 2 ч.
  3. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано
  4. Королёва Е. Музыка в сказках, стихах и картинках
  5. Смирнова Т. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс. 12 сборников
  6. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха
  7. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Жизненные правила для музыкантов
  8. Баренбойм Л. Путь к музицированию
  9. Адрачников А. Сценическая пластика
  10. Далькроз Ж. Ритм

     Занятия в вокальном ансамбле помогают скоординировать голос со слухом, дети начинают чище интонировать, слышать не только себя, но и других. Один раз в неделю занятие в ансамбле проводится на сцене с микрофонами, где дети получают определённую концертную практику. Дети любят выступать на концертах, принимать участие в конкурсах и фестивалях, они узнают там много полезного и интересного, перенимают опыт старших товарищей. В нашем репертуаре такие народные песни, как «Ой, рано на Ивана», «Весёлые гуси», «Я на камушке сижу», «Девичья», «Младешенька», «В лесу, лесочке», «Я на горку шла», «Уралым», «Шаль вязала», «Долина Узян», «Круглое озеро» и многие другие.

     Глубокое изучение фольклора не случайно. Обращение к нему воспитывает в детях любовь и интерес к родной культуре. Русские народные песни, записанные Римским-Корсаковым, Львовым и Прачем, находят отклик в сердцах детей и исполняются ими с большим вдохновением. Башкирская народная музыка тоже исполняется с удовольствием, особенно детям приятно исполнять попурри на темы башкирских народных песен.

     Основная цель образовательной программы детской музыкальной студии «Лада» – развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами вокального и фортепианного искусства.

     Стремление родителей к раннему развитию детей, процессы акселерации привели к тому, что дополнительное образование начинается с более раннего возраста. Опыт дошкольного музыкального образования в условиях Дворца показывает, что дети, начав музыкальное обучение до школы, впоследствии легче переносят нагрузки общеобразовательной школы. Отмечено, что дети, начав заниматься в музыкальной студии Дворца, стали лучше учиться в общеобразовательной школе. Программа рассчитана для детей в возрасте от 5 до 14 лет. Такой возрастной диапазон обусловлен индивидуальными особенностями детей. Одним детям необходима адаптация в подготовительном классе, другие уже на первом году обучения легко осваивают программу второго и даже третьего класса. Период обучения длится 8 или 9 лет.

     Обобщив опыт семилетней работы, можно сказать, что дети не раз становились лауреатами конкурсов и фестивалей, таких, как «Друзья Болгарии», «Звёздочки Башкортостана», «Белая куница», «Веснушки», Межрегиональный праздник русской песни и частушки, «Маэстро Джаз». Особенным достоинством коллектива считаю ориентированность не только на получение воспитанниками музыкального образования, но и социальное их ориентирование, о чём свидетельствуют многочисленные выступления на площадках города. Всё это характеризует направленность программы на развитие досуговой и общей культуры учащихся и придаёт ей ярко выраженную социальную значимость.

     Многие воспитанники по окончании студии продолжают обучение в музыкальных учреждениях города. Это говорит о том, что программа эффективна и актуальна, развивает у учащихся мотивацию к продолжению музыкального образования.

 

 

Hosted by uCoz