Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Е.Е. Чиркова   

педагог учитель английского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ, классный руководитель 6б класса МОУ «Гимназия №164», г.Зеленогорск Красноярского края



«Как хорошо, что есть семья, которая от
бед любых всегда, везде хранит меня»








     Семья – это тоже общество, в котором ребенок впервые знакомится с нормами и правилами общения с людьми. Семья – это колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Семья – это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности.

     А что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания, семейные раритеты и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат, а для семьи – это самые главные ценности. Для того чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни, необходимо уделять особое заинтересованное внимание семейной памяти.

     Я уверена, что мы должны привлекать родителей в школу не только для того, чтобы они встретились с педагогами и узнали что-либо про своих детей, но и для того, чтобы родители встретились со своими детьми, чтобы они начали общаться между собой.

     Для этого необходимо практиковать семейную проектную деятельность, целью которой станет обращение к традициям семьи для того, чтобы понять и принять личность ребенка как включенность в семейные отношения и индивидуальность как выделенность из них. Именно тогда, в совместной деятельности, между родителями и детьми выстраиваются некие связи и отношения, наполненные общим смыслом.

     2008 год, как вы помните, был объявлен Годом семьи, что стало замечательной идеей для совместной проектной работы родителей, детей и педагогов нашего класса. Все началось с посещения выставки в библиотеке им. Маяковского «Генеалогическое древо известных людей Зеленогорска». В феврале-марте дети создавали компьютерные презентации «История моей семьи» (руководитель Мозжелова М.С.), писали сочинения на тему «Если бы я был взрослым» (руководитель Мурашкина Л.А.). Затем приняли участие в первом городском конкурсе семейных родительских клубов и детско-взрослых инициатив в номинации «Верность традициям», где были широко и оригинально представлены семейные ценности и раритеты детьми и родителями нашего класса. Летом наш большой детско-взрослый коллектив выполнял домашнее задание – создавали генеалогическое древо своей семьи. С сентября по февраль каждую субботу семьи представляли свои работы.

     Здесь надо отметить, что сверхзадачей классного руководителя является установление партнерских отношений с родителями учащихся и мотивирование их на реализацию проекта, то есть нужно было эмоционально зажечь всех участников проекта и поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.

     Логическим завершением этой инновационной для класса работы стало создание семейного портфолио класса.

     Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку, педагогическое сопровождение классного руководителя способствуют:

  • проявлению индивидуальности и умению работать в команде;
  • раскрытию творческого потенциала детей;
  • формированию в них адекватной оценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;
  • созданию условий для взаимодействия родителей и детей;
  • укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.

Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.

     В ходе проекта мы выделили следующие разделы семейного портфолио 2008-2009 годов:

  • география семей нашего класса;
  • старинные имена предыдущих поколений;
  • долгожители семейных родов;
  • профессии разных поколений;
  • участники ВОВ и других войн.

     А также предложили мини-проект «Тайна моего имени».

     Участие в проекте привело ребят к невероятным находкам и открытиям о членах их семей, дальних и близких родственниках, помогло сделать самостоятельные выводы о поколении родителей, родителях своих родителей и прародителях.

     Компиляционные статистические данные и аналитический материал нашли свое отражение в продукте проекта:

  • восстановленной географической карте СССР с указанием мест переселения или переезда родственников предыдущих поколений в г. Зеленогорск (г. Красноярск-45);
  • в создании мини-словаря старинных женских и мужских имен;
  • в построении диаграммы долгожителей семейных родов (80 лет и более, 90 лет и более, 100 лет и более);
  • в создании поименного списка участников Великой Отечественной войны, а также русско-японской и финской войн;
  • в оформлении сравнительной таблицы профессий разных поколений.

Особым событием в ходе проекта стала встреча с прадедом Кристины Шадриной – Афанасием Артемьевичем Шадриным, проживающим в г. Минусинске, почетным журналистом Красноярского края (в прошлом собственный корреспондент газеты «Красноярский рабочий»).

     С большим интересом все ребята приняли участие в мини-проекте «Тайна моего имени». Ребятам предстояло выяснить, как их хотели назвать родители, почему их так назвали, что означает их имя, как ласково их называют в семье.

     Кульминацией работы по проекту стал праздник «День семьи», который мы провели в конце учебного года, где были представлены все наработки и продукт проекта.

     Видится ли продолжение проекта? Нам хочется поработать над такими рубриками, как:

  • Семейные легенды;
  • Мои друзья и друзья моей семьи;
  • Праздники нашей семьи;
  • «Мы какие?» (по темпераменту, знаку Зодиака и т.д.)

     Под патронатом классного руководителя, специалистов нашей школы, при заинтересованном содействии родителей видится решение таких проблем, как повышение уровня коммуникативных навыков, социального интеллекта у детей, а также уровня взаимодействия родителей и детей посредством семейной проектной деятельности.

 

 

Hosted by uCoz