Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей

 

Взаимодействие семьи и УДОД в эстетическом воспитании детей

Н.И. Сидорак   

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



«Музыка – искусство, т.е. некое явление в мире,
создаваемое человеком, а не научная дисциплина,
которой учатся и которую изучают»
Б. Асафьев








      В настоящее время основной задачей образования и воспитания является формирование жизнеспособной, социально активной личности, которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к современной личности.

      В брошюре Н.А. Усовой «О некоторых традиционных формах проведения родительских собраний в учреждениях дополнительного образования» мы находим следующее: «Семья - первичная ячейка общества, в которой ребенок получает свой первый опыт социализации. В семье заключен мощный воспитывающий потенциал воздействия на такие процессы, как воспитание и обучение подрастающего поколения, развития, национальной культуры и языка, формирование целостной личности, здоровье общества, становление гражданских отношений. Все цивилизованные народы во все времена главное внимание уделяли семье. Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и образовательных учреждений, внедрение тех механизмов в систему образования, которые принесли бы положительные результаты».

      На состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году «Педагогической ассамблее» в ходе дискуссий было признано, что все образовательные институты – от дошкольного образовательного учреждения до школы – должны не просто хорошо учить детей, а предоставить возможность научиться строить отношения друг с другом в семье, общаться, слушать и слышать.

      По данным опроса Фонда общественного мнения лишь 30 % родителей ждут от образовательного учреждения знаний. 70 % опрошенных видят основную роль образовательного учреждения в том, чтобы детей научили учиться и строить отношения с другими людьми.

     Таким образом, учреждение дополнительного образования детей должно содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ребенка, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители воспитанников.

      В учреждениях дополнительного образования детей представлен широкий спектр направлений взаимодействия с родителями, который позволяет:

  • организовать совместную творческую деятельность родителей и детей;
  • получить консультации специалистов;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах индивидуального развития ребенка;
  • разработать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

      Одним из своеобразных путей всестороннего развития ребенка, формирования из него сильной, компетентной, творческой личности является эстетическое воспитание.

     В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит музыкальному искусству. Его синтетичность, неразрывная связь с различными видами искусства, эмоциональность и яркая образность выделяют музыкальное искусство среди различных видов искусства и эстетического воспитания.

      Эстетическое воспитание – есть, прежде всего, воспитание чувств, переживаний. Способность чувствовать другого (эмпатия) закладывается в раннем детстве, впитывается с молоком матери, закрепляется в детском коллективе. Овладев способностью самореализации, ребенок сможет персонифицировать себя в своей деятельности, ее результатах.

      Воспитательная система областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, включающая компоненты: образовательные программы, специально организованные мероприятия, позволяет подойти к исследуемому феномену целостно, систематично, методически грамотно.

      Многолетний опыт преподавания в музыкальных школах и студиях различных дисциплин убеждает в том, что работа по устаревшим типовым программам детских музыкальных школ малоэффективна. Нередко после окончания музыкальной школы бывший выпускник за инструмент уже не садится, т.к. исполнять выученные по программе произведения он не решается, а навыки музицирования остались в зачаточном состоянии. Подбор по слуху, импровизация, элементы композиции на занятиях сольфеджио и фортепиано присутствовали только ранее.

      У каждой дисциплины свои, конкретные задачи и на творческую деятельность времени недостаточно. Так, в ОДТДМ был открыт первый в Оренбургском регионе класс музицирования и композиции (факультативно). Программа «Музицирование и композиция» призвана приобщать детей к прекрасному, прививая любовь к музыке и желание музицировать на протяжении всей жизни (программа была одобрена и принята для обучения в ДМШ института искусств им. М. и Л. Ростроповичей).

      Была создана студия музыкального развития «Веселые нотки». Занятия в классе композиции вызвали огромный интерес как у воспитанников, так и у их родителей.

      Работа с родителями ведется в постоянном контакте. Это консультирование по вопросам музыкального воспитания, развития и образования; организация совместной с родителями и детьми творческой деятельности (проведение концертов, открытых уроков, областных семинаров); включение родителей в организацию индивидуального обучения детей; организация практикумов, круглых столов, экспресс-конференций. В развитии природного потенциала детей семья играет решающую роль. Педагог знает, что для реализации заложенного потенциала ребенка важна совместная творческая деятельность в семье, в результате которой дети познают радость созидания.

     Активное включение родителей в образовательный процесс – особенность работы студии «Веселые нотки». Как мамы, так и папы не только копируют тексты песен, поговорок, скороговорок, стихов, но и записывают в дневники задания, помогают в записи фонограмм, оформлении праздничных концертов. Таким образом, семья является пространством, внутри которого происходит в первую очередь раскрытие творческого и личностного потенциала ребенка.

      Так, при анализе занятия мама воспитанника призналась, что «Лунную сонату» Л. Бетховена, как и другие классические произведения такого характера, ребенок слушает перед сном.

      Тематика сочинений, жанры, в которых творят дети, самые разнообразные. В цикле «Времена года» достойное место занимает песня «Дождик», автором слов к которой является мама воспитанницы Ольги Васильевой, Васильева А.А. - хирург по профессии,

      К юбилею Великой Победы текст и музыку к песне «Иванам посвящается» вместе сочиняли Журавлев Иван и его мама – Ирина Александровна (инженер по образованию).

      Коллектив воспитанников и их родителей с воодушевлением сочинял сначала стихотворный текст, затем и музыку к каждому действующему лицу сказки «Колобок». Сказка была поставлена силами самих авторов-воспитанников, костюмы и декорации создавали родители. Феноменом «Колобка» можно назвать то, что все его участники продолжили обучение по профилю. О работе студии «Веселые нотки» по местному телевидению демонстрировалось 6 фильмов, вызвавших большой интерес и многочисленные отклики.

Сочинения детей, а точнее сборники сочинений, были продемонстрированы на Всероссийской конференции (г. Москва). В их оформлении активно участвовали и продолжают участвовать родители. Так мама Фрижикини Анастасии не только набирает на компьютере музыкальный текст сочинений (являясь по образованию учителем математики), она придумала и выполнила дизайн обложки сборника.

      Большое значение в создании ситуации успеха имеет и ежегодное участие юных композиторов в конкурсе «Нотная тетрадь» в рамках регионального фестиваля «Талант! Музыка! Дети!» Здесь также большую помощь оказывают родители воспитанников УДОД городов и районов нашей области.

     Групповые занятия музыкой вызывают большой эмоциональный отклик у всех: у детей, родителей, педагогов, т.к. общение в коллективе, приобщение к музыке - это всегда праздник на «5+». Общеизвестно, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.

     Таким образом, участие родителей в образовательном процессе пробуждает у них интерес к познанию себя и детей, повышает культурную компетентность в области воспитания ребенка, развития его творческой одаренности.

      Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьями воспитанников должна быть направлена на создание всех необходимых условий для успешного развития и саморазвития высоко эстетической личности ребенка.

 

 

Hosted by uCoz