Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

 

АНИМАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЧУВСТВИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКА

М.В. Грабовенко    

МОУ ДОД ЦВР Железнодорожного района городского округа, г. Самара



Безграничное сострадание, милосердие ко всем
живущим существам есть полнейшее
ручательство за нравственное поведение.
Шопенгауэр







     Нравственный человек – это, прежде всего, человек, чувствующий проблемы и нужды окружающих, человек, готовый прийти на помощь то-му, кто в ней нуждается. Это человек, способный к сопереживанию! И не про-сто к сопереживанию родственникам и друзьям, но к сопереживанию окружающему миру!

     Сформировать эти социально значимые качества в личности подростков помогает анимализация педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования. Автор этой технологии – педагог подростково-го клуба «Твои друзья» из города Самары. Используя данную технологию, можно сформировать вокруг подростка микросреду, воспитывающую в нём социально ценные личностные качества, и прежде всего доброту и отзывчи-вость!

     Воспитывающая среда – это среда, в которой подросток реали-зует субъект- субъектные и субъект - объектные взаимоотношения. По большей части, нравственное воспитание ребёнка в обществе сводится к указанию, что можно делать и чего нельзя по отношению к окружающим людям. «Не мешай маме, она устала!», «Не обижай братика, он младше!», «Не груби старшим!», «Иди помоги бабушке, она старенькая!» – эти фразы каждому знакомы с детст-ва. И ребёнок учится выполнять социальные нормативы и традиции общества, но учится ли он при этом сострадать?! Далеко не всегда.

     Общение подростка с животными способствует созданию среды, в которой живот-ное выступает как в качестве субъекта, так и в качестве объекта взаимоотношений с подростком, а значит, тут нет места спорам, и нет возможности уйти от ответственности с мыслью «Сам справится»! Животное – обитатель живого уголка не может обеспечить себя водой и едой, не может самостоятельно пойти погулять. Не указывая подростку, что ему делать, но давая возможность почув-ствовать страдания животного, мы вызываем у него чувство сострадания и мо-тивируем к определённым действиям, направленным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, – животным, в данном случае, как объектам воспитываю-щей среды. Подросток способен понять, что чувствует животное, способен по-мочь ему и учится принимать это как должное. И речь не идёт об универсаль-ной этике, дополняющей круг ответственности человека! Если подросток помо-гает только потому, что должен помочь – нет и речи о формировании гармо-нично развитой личности. В этом случае человек подчиняется традиции, руко-водствуясь эгоцентрической моралью – чтобы другие видели и похвалили. А вот сделать так, чтобы подросток научился сам получать удовольствие от того, что оказал кому-то помощь, и есть одна из задач анимализации воспитательно-го процесса. И если говорить о модном теперь биоэтическом воспитании, то в данном случае речь никак не идёт об указаниях, что надо и чего не надо делать согласно экологической традиции. Речь идёт о страданиях конкретного котён-ка, выброшенного на улицу, или маленького хомячка, запертого в клетке. Лишь помогая таким животным обеспечить их нужды, даря тепло и заботу конкрет-ному животному, подросток учится автоматически учитывать интересы окру-жающего мира в моменты реализации свой собственной деятельности. Окружая подростка животными, к которым он, в силу своих психологических особенно-стей, испытывает влечение и желание тактильного контакта, мы формируем такую воспитывающую среду, в которой на первый план всегда выходят инте-ресы окружающих (в нашем случае животных)! Именно в этой среде подросток учится легко находить точки соприкосновения чужих интересов со своими соб-ственными в той мере, в которой обе стороны получат явное преимущество от тесного общения друг с другом. Но главное, что сам подросток получает лич-ностное удовлетворение от собственных действий, что в свою очередь приво-дит к повышению и стабилизации его самооценки. Личность учится получать удовольствие от помощи другим, удовлетворение от того, что другому стало хорошо! Разве это не есть цель воспитания?!

     Однако не надо путать анимализацию вопитательного процесса с биоэтикой. Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским врачом Ван Ренссе-лером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге «Биоэтика: мост в будущее» (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основ-ная идея Поттера сводилась к необходимости объединения усилий гуманитар-ных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса (особенно в области биомедицинских технологий). В этом случае контакт с самим живот-ным миром практически не предусмотрен. Анимализация воспитательного процесса предусматривает живое общение с животными как большой творче-ский процесс. Анимализация педагогического процесса подросткового клуба позволяет не диктовать подростку, что можно и чего нельзя делать с животным, а даёт ему возможность прочувствовать это! Через прямой контакт подросток познаёт мир животного! И познавая этот мир, не перестаёт удивляться ему! А удивляясь ему, самостоятельно приходит к выводам, что можно и чего нельзя делать, чтобы не повредить этому миру. Так, занимаясь дрессировкой золотых рыбок и получая от этого массу удовольствия, подросток не только интерак-тивно обучается правилам содержания этих животных, но и на всю жизнь за-помнит особое значение чистоты вод для жизни окружающего мира!

     В открытом письме к родителям Сергей Образцов писал: «...Непременно делайте так, чтобы ваши дети умели удивляться, глядя на окру-жающую природу. Имейте в виду, что ТАЛАНТ – это умение удивляться». Ес-ли человек ничему не удивляется, это явный бездарь. Причем, удивляться нуж-но не только на солнечное затмение: этому и корова удивляется. А вот тому, как муха умывается… Вот если человек умеет удивляться, глядя на котенка, на муху, на облака, тогда он вырастет талантливым человеком…»

     Передача знаний новому поколению через лекции и картинки вызывает ущербность миропонимания, которую Швейцер называл игрой на рояле, когда нельзя касаться определенных клавиш – эти клавиши и представляют собой те области деятельности человека, которые не выдерживали критики с точки зрения био-этики, а точнее в её конкретной части – отношения человека к животным.

     Сама биоэтика как наука изначально была создана для решения моральных вопросов медицины, т.е. самого человека, и лишь позже расширила свои горизонты до уровня животного мира. Сама постановка вопросов биоэтики включает такие понятия, как этично или не этично использование животных в опытах и экспе-риментах, призванных найти способ улучшить жизнь людей. В анималистиче-ской воспитательной среде, рассчитанной на подростковый возраст, так вопрос вообще не стоит! Тут царят такие понятия, как: «Ой, какой хорошенький!», «Осторожно, что б ему не больно было!», «Он хочет есть» и т.д. и т.п. В таких условиях возникает только вопрос о статусе животного в формировании воспи-тательной среды. Любое животное, попадающее в сферу анимализации педаго-гического процесса в конкретном образовательном учреждении, становится субъектом воспитания и заботы подростков и объектом воспитывающей среды для педагогов.

     По мере роста, развития интеллектуальной активности и расширения информационного поля, познавая окружающий мир, человек начинает задумываться о своём предназначении и положении в этом мире в целом, а не только в мире людей. То есть появляются две линии этичного поведения. Нравственное поведение по отношению к людям и этичное отношение по отношению к животным. Подросток узнаёт, что не он один интересуется этой проблемой, и проявление состра-дания к животным, которое проявлялось у него как новообразование личности, принято нормой во многих слоях общества. Дополнительное образование, где создаются клубы по интересам, позволяет подростку проникнуть именно в такое общество, будь это зоокружок, или станция юннатов, или просто занятия в живом уголке при школе. Может быть когда-нибудь потом, уже через много лет, будучи молодым самостоятельным человеком, он примкнёт к движению по защите прав животных, или станет членом какой-нибудь зоозащитной органи-зации, или свяжет с животными свою профессиональную деятельность. Кто знает, а пока он просто тянется к миру животных, он любит животных и чувст-вует с ними что-то общее. И это не удивительно, ведь сострадая, он познаёт себя, изучая темпераменты животных, открывает для себя своё внутреннее «Я». Общаясь с конкретным животным, общается и с теми, кто симпатизирует дан-ному животному, а значит проходит интерактивную школу общения. Всё это, вместе взятое, неизбежно ведёт к слиянию двух направлений нравственно-этического развития личности подростка. А точнее, к моменту понимания био-этики и её принятия личностью подростка в том виде, в котором она предстала перед миром в ХХI столетии. Этики, которая не просто включает в себя ответ-ственность за все живые существа, но и позволяет сочувствовать им.

     Ещё одним важным моментом в формировании воспитательной среды для подростков посредством анимализации педагогического процесса является возможность увидеть животных впервые или по-новому! Знания и опыт, полученные подро-стком до включения его в процесс анимализации, не позволяют подростку объ-яснить происходящие перед ним изменения мира животных. Он не находит привычных штампов, а потому не испытывает гасящего давления на воспри-ятие со стороны разума. В такой воспитывающей среде подросток имеет уни-кальную возможность познать мир методом проб и ошибок – самостоятельно! Здесь нет места понятию «прогресс», так как плюшевый щенок, «тамагочи» или компьютерные симуляторы никогда не заменят подростку живого общения с животными. В момент их общения, и у животного и у подростка включаются все чувства от осязания до обоняния! А у подростка развивается ещё одно тон-кое чувство – интуиция, которая подсказывает, что в следующий момент мо-жет предпринять партнёр по играм, или в чём он сейчас нуждается. Играя с животными, сопереживая им, подросток учится такому социально значимому навыку, как эмпатия.

     Эмпатия – способность увидеть мир глазами другого. Формирование воспитывающей среды через анимализацию педагогического процесса позволяет плавно провес-ти подростка от навыка сопереживания к навыку эмпатии как более сложному и более значимому в обществе психологическому процессу. Если сопереживание позволяет жалеть и беречь животное, то, трансформируясь в эмпатию, оно по-зволяет подростку мысленно проникать в другое существо, понимать его и бо-лее объективно откликаться на его эмоции.

     Таким образом, анимализация педагогического процесса значительно отличается от биоэтики, занимает особое место в формировании воспитывающей среды и особо эффективно может и должна использоваться в учреждениях дополни-тельного образования детей.

     Использованная литература:

  1. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 1: Биоэтика: антропологические проблемы : сб. науч. статей / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 32 с.
  2. Вернадский В. И. Живое вещество и ноосфера. М.: Наука, 1994
  3. Павлова Т. Н. Биоэтика в школе. М. 1995
  4. Наука здоровья. Этюды валеологии. - Севастополь: Лаукар, 2000.- 364

 

 

Hosted by uCoz