Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УДОД И ШКОЛЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

О.П. Широкова   

областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



      День ото дня повышаются требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений различного уровня с позиций предоставления образовательных услуг, способствующих формированию различных компетентностей, что особенно важно в старшем школьном возрасте, характеризующемся осознанным приобретением знаний и опыта для дальнейшей профессиональной деятельности.

      В своих предложениях по Стратегии модернизации содержания общего образования разработчики данного документа опираются на следующее рабочее определение. «Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;
  • опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

     Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют «компетентностями». Таким образом фиксируется компетентностный подход как одно из оснований обновления образования. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

     Под компетентностью мы понимаемличностную характеристику индивида, отражающую его способность использовать универсальные способы деятельности, основанную на совокупности научных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

     Наше понимание ключевых образовательных компетенций основано на классификации А.В. Хуторского. Ученый выделяет ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, личностного самосовершенствования, социально-трудовую компетенции. Принимая позицию Т.А. Степановой и А.В. Хуторского, мы рассматриваем компетенцию в качестве основы, базы для дальнейшего формирования и развития компетентности: компетенция характеризует процесс, а компетент-ность – результат.

     Формирование ключевых компетенций – процесс достаточно долгий, он охватывает все возрастные категории. Согласно теории компетентности, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

     При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Для того чтобы стать осознанно компетентным, вам нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, что знаете». При бессознательной компетентности ваши знания и умения использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вы уже не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю».

     Таким образом, формирование компетентности личности рассматривается как целенаправленный и организованный процесс по приобретению личностью интегрального качества, выражающегося в личностном опыте, основанном на совокупности мотивов, знаний, умений, навыков, способов осуществления различных видов продуктивной деятельности.

     Реалии современности диктуют необходимость полноценного взаимодействия, сотрудничества учреждения дополнительного образования детей и школы. Данные учреждения могут быть «полезны» друг другу и с точки зрения формирования ключевых компетенций.

      Целевым ориентиром в построении системы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей, школы и семьи выступает выпускник учреждений данного вида. Результатом продуктивного взаимодействия является деятельность воспитанников в социально-культурной среде. Если раньше учреждение дополнительного образования детей развивало целенаправленное взаимодействие с компонентами среды через методические, обучающие, массовые мероприятия, то сегодня это должно стать одной единой деятельностью различных учреждений и семьи.

     Плодотворность, результативность системы взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями других видов и семьей будет зависеть от умелого сочетания отличительных особенностей учреждений данных видов.

      Среди отличительных характеристик системы дополнительного образования представляется необходимым выделить наиболее важные для формирования компетенций.

     Во-первых, это способствование учреждений дополнительного образования обогащению личностного опыта воспитанников. В этих целях в учреждении дополнительного образования детей используются разнообразные методы, формы и средства:

  • обучение по программам различных направленностей;
  • различные формы организации образовательного процесса: теоретические, практические, комплексные;
  • работа с психологом, валеологом;
  • дни открытых дверей, встречи;
  • профессиональное просвещение, консультирование, ориентирование и т.д.;
  • профессиональные пробы;
  • общественнополезная, практическая, творческая, проектная, учебно-исследовательская деятельность;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней.

     Следует сказать, что данные формы являются традиционными и широко распространенными в образовательных учреждениях различных видов. Сущностное отличие методов, форм и средств, используемых в учреждениях дополнительного образования детей, заключается в их содержательном наполнении.

     Следующим важным отличием является педагогический потенциал учреждения дополнительного образования детей.

     Ключевой фигурой образовательного процесса в дополнительном образовании является педагог, который создает и реализует технологии и образовательные программы, позволявшие заменить традиционные формы обучения активными, формирующими у воспитанников опыт самостоятельной деятельности по приобретению знаний, обеспечивающими положительную динамику личностных достижений детей.

     Эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловливается прежде всего наличием не только педагогического, но и другого специализированного образования, его самореализацией, соединением личного творческого потенциала с профессиональными знаниями и умениями, устойчивостью системы мотивов, убеждений, идеалов, интересов.

     Творческая развивающая среда учреждения дополнительного образования, как компонент его педагогического потенциала, непосредственно влияет на эффективное формирование компетенций воспитанников: способствует формированию мотивации на личностно, социально и профессионально значимые достижения.

     Программно-методическое обеспечение образовательного процесса характеризуется возможностью создавать авторскую продукцию.

     Таким образом, результатом процесса формирования ключевых компетенций во взаимной деятельности учреждений дополнительного образования детей и школы являются универсальные мотивы, знания, умения, навыки и способы осуществления социальной и профессиональной продуктивной деятельности, являющиеся основой личностного опыта за счет гибкости, динамичности и вариативности образовательного процесса, благоприятствующего вхождению детей в социальную среду на основе интегрированного субъектного взаимодействия, преемственности содержания дополнительного и других уровней образования.

 

 

Hosted by uCoz