Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ТЕХНОЛОГИИ WEB-2.0

С.И. Малышева    

государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



     Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, использующего последние достижения науки и техники.

     Мы живем в мире постоянно нарастающего потока информации. Наши учащиеся – активные члены информационного общества. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися.

     Одной из новых информационных технологий, с которой преподавателям необходимо познакомиться и активно использовать в учебно-воспитательном процессе является технология WEB-2.0.

     Веб 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов.

     Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.

     С помощью Веб 2.0 можно организовать коллективную деятельность:

  • совместный поиск и хранение информации;
  • создание и совместное использование медиа-материалов;
  • совместное создание и редактирование гипертекстов;
  • совместное редактирование текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
  • совместное использование разнообразных документов;
  • совместное редактирование и использование карт и схем.

     Социальные сервисы Web 2.0 ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. Сегодня в Интернет вместо чтения масштабных документов студенты все чаще предпочитают иметь дело с небольшими объектами информации в самых разных форматах и из самых разных источников: читают посты в блогах, смотрят видеозаписи на YouTube, размещают фотографии на Flickr, слушают подкасты, обмениваются мнениями на форумах, создают собственные социальные сети типа MySpace. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.

     В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеозаписями. Новая среда позволяет формировать знания совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки — повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.

     Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний студент получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства» — студенты сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда ее искать.

     Оптимизировать учебный процесс опять же позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Первым шагом может стать создание небольших по размеру учебных объектов-модулей, на изучение которых будет тратиться от одной до пяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но ее составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, так чтобы студенты в любой момент могли обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный трек, отвечающий их задачам.

     Блоги можно использовать как средство общения студентов по поводу расписания, тем контрольных работ и домашних заданий, поддержки различных студенческих инициатив, их можно найти на многих вузовских сайтах. Более глубокие учебные цели преследуют блоги, которые преподаватели ведут для дополнительного обсуждения тем курса, стимулирующего студентов на самостоятельный анализ полученной информации. В таких блогах преподаватели могут формулировать вопросы и задания для студентов, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме. Для самих студентов блог на тему своей научной работы может стать способом привлечения сокурсников и преподавателей к комментированию, критике и коррекции по ходу ее подготовки. В любом случае блог может стать хорошим дополнением к основному курсу как способ привлечения студентов и преподавателей к обсуждению сложных вопросов, включению в материал внешних источников информации и просто как средство организации процесса изучения курса.

     Вики-страницы, которые в асинхронном режиме пополняются информацией от группы людей, могут использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней. В дальнейшем они могут быть учтены в новой модификации курса или сами составят самостоятельный учебный контент. Вики — хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы.

     Блог, вики, дополнительные ссылки, подписка на подкасты и сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы формируют все необходимое информационное наполнение, причем это делается с точки зрения интересов самого студента. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев сообществу своих сокурсников и преподавателей.

     Формирование учебных сообществ является одним из примеров применения теории социальных сетей. Учебные сообщества могут создаваться вокруг учебной программы для обсуждения практических вопросов и сложностей курса. Интересным примером комплексной открытой среды для организации электронного обучения с использованием технологий Web 2.0 является среда OpenClass, специально созданная для целей применения технологий Web 2.0 в образовании. Данная среда предоставляет каждому участнику сообщества собственный блог, репозиторий файлов с возможностями подкастинга, онлайн-профайл. Кроме того, контент каждого участника может помечаться ключевыми словами (тегами), с помощью чего могут организовываться связи между пользователями со сходными интересами. В отличие от открытых ресурсов социальных сетей или блогов, OpenClass предоставляет участникам больше свободы в отношении контроля доступа к собственному контенту — любому элементу пользовательского профайла, посту в блоге или загруженному в репозиторий файлу могут быть присвоены свои права доступа.

     Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять более творческие подходы к обучению.

     Педагоги и учащиеся Новоуренгойского профессионального училища познакомились с технологиями Web 2.0 благодаря участию в образовательной программе SEED международной компании Shlumberger. В 2009-2010 учебном году на базе НУрПУ был подготовлен и проведен совместный научно-практический семинар SEED для учащихся и учителей города Новый Уренгой по теме «Глобальные изменения климата. Энергосбережение». Во время трехдневного семинара участниками были разработаны и успешно защищены научно-исследовательские проекты по данной теме. При защите проектов участники продемонстрировали действующие макеты, а также компьютерные анимационные модели, выполненные в новой среде программирования Скретч.

     Скретч является свободно распространяемым программным продуктом и используется в технологии WEB-2.0. Технология Скретч позволяет детям самостоятельно или при помощи педагогов научиться создавать собственные мультфильмы, игры, диафильмы, а точнее - превращать в них любые интересные им истории.

     В Скретч можно смешивать различные типы информации: графику, фотографии, музыку и звуки в свободном творческом полете. Готовыми анимированными или интерактивными произведениями, созданными по этой технологии, можно обмениваться внутри сообщества, объединяющего весь мир, которое активно формируется сейчас в Интернете.

     После того как учащиеся создали проект, они могут поделиться им со всем миром на сайте Скретч. Также мы можем выложить созданные видео-ролики и фотографии на YouTube или Flickr. Или же вставить свой Scratch-проект в любую другую веб-страницу - например, добавить интерактивную анимацию на свою страницу в MySpace или Facebook. Также мы можем заимствовать новые идеи для своего собственного проекта, просмотрев работы других пользователей на Scratch. Если нам понравился какой-либо персонаж или картинка, мы можем просто использовать его целиком или частично в собственном проекте.

     Как уже говорилось, сайт проекта Scratch http://scratch.mit.edu предлагает не только обучение языку программирования, но и то, что справедливо называется роскошью человеческого общения: вы можете посмотреть проекты других людей, использовать и изменить их картинки и скрипты и добавить ваш собственный проект. Самое большое достижение - это общая среда и культура, созданная вокруг самого проекта.

     Таким образом, благодаря использованию технологии Скретч учащиеся получают возможность:

  • постепенно учиться программированию;
  • реализовать свои творческие порывы;
  • участвовать в интерактивном процессе создания игр и анимирования разнообразных историй как индивидуально, так и вместе со своими сверстниками из разных стран;
  • получать живой отклик от единомышленников;
  • оценить свои творческие способности.

Литература

  1. Антон Таранов. «Что такое Web 2.0?». Сайт http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3081
  2. Сайт "Википедия". http://ru.wikipedia.org
  3. Сайт «ВикиЗнание». http://www.wikiznanie.ru
  4. Сайт «Летописи». http://letopisi.ru
  5. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru
  6. 14 бесплатных Web-приложений для совместной работы. http://habrahabr.ru/blogs/development/43828
  7. Сайт по созданию слайдов. http://www.slide.com
  8. Сайт международных проектов Scratch. http://scratch.mit.edu
  9. С.И. Малышева. Электронное обучающее пособие «Учимся программировать в Скретч».
  10.  

 

Hosted by uCoz