Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Х.М.Туйгунова   

МОУ «СОШ №54», г. Оренбург



     Основные направления развития познавательной деятельности обозначены в Государственном стандарте общего образования: «участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза». Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов и служат основными ориентирами в построении процесса обучения биологии.

     Разработана технология учебно-исследовательской деятельности, а также составлен комплекс требований к проведению научно-исследовательской работы с учащимися в форме творческих мастерских и научного общества «Юные исследователи».

     На передний план выходит продуктивная деятельность – исследова¬тельская, проектная, творческая – ученика и учителя. Соответственно радикально меняется система оценок. Оценивается продукт деятельности (исследование, творческая работа, эксперимент, проект и т.д.). Учебная деятельность построена таким образом, что ученик находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и своих одноклассников законы окружающего мира. Применение метода открытия сочетается с использованием разнообразных приемов творческого обучения как наиболее естественной и продуктивной формы познания.

     Важным моментом при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся является система контроля и оценки выполненных работ, в ходе которых внимание должно фиксироваться не только на результате проделанной работы (заполненная таблица, решенная задача, составленный конспект и т.п.), но и на тех операциях, которые реально были осуществлены для того, чтобы выполнить ту или иную работу. «Продукты» проектной деятельности учащихся могут быть размещены в сети, например на школьном сайте. В рамках форумов могут проходить выставки, например, «Выставка достижений учащихся», на которых представляются результаты проектных работ учеников, «Выставка фоторабот учащихся». В рамках научно-методического совета возможна работа «методической мастерской», мастерской школьного учителя. Выполненные учащимися проекты могут оцениваться родственниками, учителями по представленным в сети «конечным» продуктам. Ежегодно практикуется проведение школьной научно-практической конференции «Открытие» в рамках Недели науки, лучшие работы рекомендуются для участия в окружных, областных и всероссийских конкурсах и конференциях. Опыт проведения конференции показывает, что ребята не только с большим интересом слушают выступления докладчиков, но и активно участвуют в обсуждении каждой представленной на конференцию работы.

     Данный факт характеризует значительное повышение уровня общебиологических и специальных знаний, специальных умений, а также качества проведения и выполнения исследовательской работы.

     Анализируя учебно-исследовательскую деятельность учащихся, видно, что приобщение детей к научной работе в условиях образовательного заведения сразу решает несколько важных педагогических проблем: стимулирование интеллектуальной активности школьников; приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала личности; подготовка к вузовскому образованию; развитие познавательного интереса учащихся младших классов; реализация потребности в самоутверждении личности.

 

 

Hosted by uCoz