Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

РОЛЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.В. Красноперова    

МОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева», г. Братск



     Семья и образовательные учреждения разного типа являются основными субъектами воспитания подрастающего поколения. Однако обеспечить полноценное воспитание в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

     Еще в 80–90-е годы прошлого столетия в российской системе образования явно наметились две противоположные тенденции во взаимодействии семьи и образовательного учреждения. Это связано с формализацией педагогического взаимодействия семьи и школы, а также с коммерциализацией обучения. Образовательное учреждение все больше отходило от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь лишь информационной и организационной функциями, что негативно отражалось на воспитании подрастающего поколения.

     Важная задача этих двух социальных институтов заключается в приобщении ребенка к выработанным культурой достижениям по принципу дополняемости, что способствует его гармоничному и разностороннему развитию.

     В настоящее время образовательное учреждение рассматривается как динамичная система, представляющая собой некий интегральный процесс жизнедеятельности, на который достаточно противоречивое влияние оказывает рассогласованное действие различных факторов внешней среды. Это приводит к возникновению у родителей все новых и новых проблем, связанных с учебно-воспитательной деятельностью ребенка в конкретном образовательном учреждении.

     Важно отметить, что сегодня существенным образом изменилась семья как педагогическая система: ценности, социокультурная среда, родители, переструктурирование семьи.

     Все это требует переосмысления проблем семейного воспитания, его содержания, принципов, форм и методов, поиска новых путей его оптимизации, в чем существенную помощь родителям может и должно оказать образовательное учреждение.

     Совершенно очевидно, что преимущественное право на воспитание детей имеют, прежде всего, родители: именно они определяют социальный заказ на образовательные услуги и обладают всей полнотой прав в отношении собственных детей; именно они представляют и защищают интересы своих детей в школе и обществе. Поэтому образовательное учреждение должно предоставлять родителям возможность участвовать непосредственно в образовательном процессе.

     Таким образом, активизация педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения является сегодня объективной необходимостью. Поэтому его организацию следует рассматривать как один из важнейших аспектов в деятельности образовательного учреждения, а также активную позицию родителей в нем – как условие оптимизации семейного воспитания.

     Под педагогическим взаимодействием следует понимать «личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».

     Основными направлениями педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей учащегося могут стать как традиционные, так и формирующиеся в настоящее время связи, возникающие в семье, школе, сфере дополнительного образования. Они обусловливают необходимость активизации общения в триаде «педагог – учащийся – родители» в различном соотношении (сочетании): педагог – родители, педагог – учащиеся, педагог – родители – учащиеся, родители – учащиеся, родители – родители, учащиеся – учащиеся.

     Расширение педагогического взаимодействия возможно различными средствами телекоммуникационного общения: телеконференций, чат-конференций, видеоконференций, веб-форумов, электронной почты, ICQ и др. в режимах on-line и off-line.

     Практика показывает, что большинство родителей владеют компьютерными и информационными технологиями на уровне пользователя ПК и выше. Поэтому для них уже не представляет сложности осуществлять переписку по e-mail или вести деловые переговоры посредством телекоммуникационного общения в чате, форуме, проводить видео-конференции или просто общаться в сети. Такая форма общения вызывает большой интерес среди родителей, поскольку они имеют возможность при минимальных временных затратах получать максимальную информацию о своем ребенке.

     Источником и базой размещения для подобного рода информации становится сайт образовательного учреждения. На страницах сайта можно в кротчайшие сроки получить необходимую и достоверную информацию по интересующему их вопросу. Здесь же родители имеют возможность задавать друг другу вопросы и давать исчерпывающие ответы посредством электронной почты и других средств телекоммуникационной связи.

     В Internet существуют две группы инструментов для обмена сообщениями под общим названием «дискуссионные группы». Первая группа позволяет пользователям получать и отправлять письма, а также участвовать в дискуссиях по темам, объявленным в списках рассылки. На Web-сервере образовательного учреждения может быть сформирована тематика обсуждения и организована рассылка писем адресатам, выбравшим ту или иную тему дискуссии. Второй инструмент, позволяющий вести дискуссии, получил название «группы новостей». В них можно прочитать сообщения, отправить письма на сервер новостей, т.е. быть в курсе проблем по интересующей теме, рассматриваемой и обсуждаемой в образовательном учреждении.

     Наиболее эффективным средством для организации групповых обсуждений является дискуссионный форум во всех его разновидностях. В них могут быть организованы отдельные совещательные комнаты для бесед, дискуссий, обсуждений по различной тематике. Также может проводиться общая беседа участников в одной комнате. Самым главным является то, что участвовать в дискуссии может любое количество человек, находящихся в разных географических точках.

     Тематические форумы организуются на Web-сервере образовательного учреждения, а его системный администратор открывает доступ участникам к этим форумам. Количество форумов может быть неограниченным. Также можно предусмотреть и создание своего дискуссионного форума по проблеме.

     Уникальность web-форума заключается еще и в том, что можно достаточно качественно осуществлять тесное взаимодействие семьи и школы независимо от времени, когда удобно конкретному человеку (педагогу, родителю), т.е. в режиме off-line. Для учащихся может быть создан отдельный форум с другой тематикой, соответствующей их возрасту, интересам, проблемам, связанным с учебой. Их могут открывать не только администрация, педагоги, но и сами учащиеся, их родители.

     При педагогическом взаимодействии семьи и образовательного учреждения часто используются и другие различные, не менее эффективные формы телекоммуникационного общения: электронный журнал, «Живой Журнал», индивидуальные и групповые консультации, осуществляемые с помощью чат- и web-конференций. Практика показала, что аудио- и видеоконференции являются наиболее распространенными формами проведения конференций. Наряду с этим, интересной формой взаимодействия педагогов с семьей стала «Виртуальная родительская беседка», «Семейная и педагогическая гостиная», различные виртуальные сообщества педагогов, родителей, учащихся.

     Для индивидуального общения с конкретной семьей предлагается посетить семейный электронный офис, где можно оставить конфиденциальную информацию, предназначенную конкретной семье или учащемуся. Просмотр содержимого будет доступен только тому конкретному человеку, для которого он предназначен.

     Важную роль во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса играет «электронная доска объявлений», позволяющая осуществлять оперативное информирование по различным вопросам организации педагогического процесса и предстоящим мероприятиям.

     Успешность управленческой деятельности администрации образовательного учреждения по организации взаимодействия его с семьей во многом зависит от умения педагогов работать с информацией различного рода, а также способности руководителя создавать информационное поле образовательного учреждения для распространения информации обо всех направлениях деятельности.

     При создании информационного поля, ориентированного на родителей как на заказчиков качественных образовательных услуг, сформулированных ими в гражданском заказе, в обязательном порядке учитываются их информационные потребности. Поэтому информированность родителей выдвигается нами как одно из важных условий в организации сотрудничества образовательного учреждения и семьи.

     В связи с этим достаточно успешно осуществляется выпуск электронного информационного листка или газеты «Полет мысли», что позволяет всем субъектам образовательного процесса быть в курсе самых важных событий, получать сведения о результатах и достижениях детского и педагогического коллективов конкретного образовательного учреждения.

     На сайте имеется полная база данных с контактной информацией. С ее помощью можно оперативно связаться с конкретным человеком (педагогом, родителем, учащимся), пригласить их к участию в общении через удобные и доступные для них средства телекоммуникаций, получить необходимую консультацию.

     Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные – лучше всего проводить по электронной почте, групповые – используя списки рассылки или средства групповой беседы: чаты и форумы.

     В последнее время стали усиленно применяться на практике целевые программы, направленные на обучение взрослых (родителей). В контексте реализации подобного рода программ «Обучение взрослых» и «Обучение для всех» используются формы дистанционных психолого-педагогических семинаров, телеконференций в режиме on-line и off-line, что максимально расширяет образовательный уровень семьи, способствующий качественному формированию личности в условиях семейного социума и вместе с тем в условиях многомерного воспитательного пространства конкретного образовательного учреждения.

     В настоящее время широко практикуется дистанционная форма проведения родительских собраний, что значительно увеличивает охват (присутствие) родителей. Она позволяет решать многие проблемы родителей, которые не смогли во время присутствовать на собрании в стенах школы. По мнению родителей, такая форма проведения родительских собраний не вызывает негативного отношения к образовательному учреждению, более того, она повышает интерес к деловому общению со всеми субъектами образовательного процесса, позволяя при этом в свободной форме высказывать свое мнение, давать необходимые рекомендации.

     Вместе с тем важно отметить, что при правильно организованном педагогическом взаимодействии устанавливаются тесные контакты, способствующие дальнейшему партнерскому сотрудничеству.

     Таким образом, существующие в настоящее время инновационные процессы в системе образования, кризисные явления в семье как педагогической системе и необходимость ее педагогической поддержки способны успешно осуществляться с помощью телекоммуникационных технологий, выполняющих главную роль в общении с субъектами образовательного процесса и являющихся важным средством оптимизации педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

 

 

Hosted by uCoz