Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

VCT-ПРОЕКТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЕМОГО

Т.А. Клинцова, И.В. Ковенькова    

преподаватель литературы ГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска



     Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Стремительные изменения во всех сферах жизни общества поставили перед системой образования острые проблемы, от решения которых зависит возможность сохранения и приумножения культурного потенциала страны. Одна из таких проблем – проблема развития одаренности детей, которая является неотъемлемой частью более широкого вопроса в области реализации творческого потенциала личности. Острота проблемы поддержки и развития одаренных детей в школьном обучении породила и широкий интерес к ней как со стороны науки, так и со стороны педагогической практики. В то же время, развитие практики обучения одаренных детей явно опережает анализ и разработку ее научных методологических и психологических оснований, что ограничивает возможность оказания психолого-педагогической поддержки таких детей, а также препятствует актуализации их творческого потенциала.

     Идея индивидуализации и дифференциации обучения, поиск оптимальных форм его организации имеет многолетнюю историю в отечественной и зарубежной педагогике и дидактике. В качестве основного направления обновляемой школы сегодня предполагается осуществление широкой профильной дифференциации обучения, призванной обеспечить не только продолжение образования в избранной предметной области, но и их конкурентоспособность, готовность к жизнедеятельности, а также к быстрой адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях.

     Современный подход профессионального самоопределения учащихся включает методику проведения занятий с одаренными детьми с использованием проектных технологий в обучении. Проектная деятельность обучаемого должна быть многопредметной и обязательно предусматривать использование информационных и коммуникационных технологий в ходе работы.

     Проектная идея требует вовлечения учеников для проведения самостоятельной поисково-исследовательской работы с использованием информационных коммуникационных технологий. Проекты Virtual Classroom Tour (VCT – в переводе с английского языка «виртуальный тур по классной комнате») возможно реализовать как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Учитель описывает проект по заданному шаблону. Описание исследовательской работы обязательно должно содержать примеры образцов (результатов выполнения проекта).

     VCT-проект является современным продуктом образовательной системы школьного образования, специально предназначенным для развития профессиональных потребностей обучаемых. Проект фокусируется на обучении старшеклассников посредством создания и распределения знаний, исследований и восприятия практики обучения, доступа к технологиям и поддержки технологии в процессе обучения.

     Проектная технология основывается на понимании того, что обучение учащихся является важным для развития его профессиональных компетенций:

  • формирование коммуникативной компетентности;
  • освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, общей информационной культуры;
  • формирование мировоззрения, активной жизненной активности и толерантности;
  • реализация творческого потенциала.

     Предлагаем рассмотреть составляющие этапы учебного проекта.

     Образовательными задачами VCT-проекта «Искусство Казахстана: между Азией и Европой. Театр в жизни или жизнь в театре» являются:

  1. Ознакомление с искусством Европы и Азии, выявление общих закономерностей театрального искусства.
  2. Изучение истории создания и развития национального театра.
  3. Проведение социальных исследований в различных аспектах (географическом, историческом) в целях ознакомления характерных особенностей национальной культуры.
  4. Подведение исследователей к тому, что самобытная культура делает любое общество уникальным.
  5. Проведение анализа наблюдаемых изменений в обновлении форм театрального искусства в Казахстане, а также выявление наиболее актуальных решений подачи материала на театральной сцене.
  6. Привлечение внимания к проблеме отсутствия профессионального театра в городе и получение помощи в ее решении у городской администрации.
  7. Обобщение знаний обучаемых по темам «Формирование казахского театра», «Творческий поиск казахского театра», «На сцене – тема современности», «Театральное искусство после приобретения независимости», «Прикладное программное обеспечение», «Применение информатики и компьютерной техники».
  8. Развитие навыков познавательного интереса, логического мышления, умения применять информационные технологии для обработки аналитической информации проекта, его оформления, мультимедийного сопровождения.

     Планирование и происхождение проекта

     18 лет существует школьный театр-студия «Созвездие». Юные актеры столкнулись с необходимостью создания театральной печатной продукции приглашений на премьерный спектакль, программок, афиш, билетов, визиток, рекламных буклетов, мультимедийного оформления спектаклей, обработки фото- и видеоматериалов. Программное обеспечение и технические возможности позволяют обучаемым самостоятельно осуществить решение данной проблемы.

     Продуктом данного проекта, помимо перечисленного, может быть: мультимедийная презентация, сценический коллаж, юбилейный календарь. Именно эти работы учащихся мы предлагаем в качестве примера.

     Для успешной реализации проекта сегодня в ГУ «Школа-гимназия» созданы все необходимые условия: наличие оборудованных современной техникой кабинетов информатики (ППО, сканеры, принтеры, широкополосный Интернет), дополнительные часы для углубленного преподавания предмета «Информатика» в гимназических классах, профильные курсы «Возможности применения Microsoft Office», «Основы сценического искусства в школе».

     Учебный план проекта.

     Всего – 34 часа (включая анкетирование, интервьюирование, аналитическое оформление материала).

     Реализация проекта возможна в 9-11-х классах за счет вариативной части предпрофильного и базисной части профильного обучения общешкольного учебного плана.

     Технология

     Проект предусматривает создание нескольких «экспертных групп», каждая группа делится на историков, социологов, дизайнеров, аналитиков, специалистов компьютерной графики. Каждая из «экспертных групп» готовит презентации, буклеты и отчеты по различным направлениям, используя информационные ресурсы, ресурсы Интернета, возможности компьютерного класса, консультации учителей, специалистов, необходимых для участия в проекте.

     На первом этапе работы предлагается изучить историю создания национального театра, в котором обозначены следующие этапы: европейский театр XX века, его наследие; начальный период формирования казахского театра (1905–1927гг.); национальная классика на сцене Казахского театра драмы; казахский театр в годы Второй мировой войны; образ современников в театре; казахский театр на новом рубеже в республике, области, городе через практическое применение интернет-ресурсов, энциклопедий, художественных и научных книг, просмотров театральной хроники и видеоверсий.

     На втором этапе необходимо получить информацию о значении в жизни современников национального и европейского искусства. Проанализировать результаты соцопроса, публичного анкетирования. Выявить положительные и отрицательные влияния мировых тенденций на духовные искания современного человека. Показать значимость театрального искусства в жизни человеческого общества.

     На заключительном этапе создается компьютерный продукт, где наглядно демонстрируется вечный выбор нравственных ценностей: добра и зла, трудолюбия и гениальности.

     Управление проектом

     Управление проектом осуществляют учителя информатики, литературы, МХК, которые конкретизируют цели и задачи проекта, консультируют и контролируют работу «экспертных групп». Учитель литературы оказывает помощь при отборе материала, формулировании тезисов плана работы, корректировании мыслей, составлении текста. Учитель информатики консультирует по использованию программного обеспечения, поиску нужной информации в глобальной сети Интернет, помогает ученикам представить результат в виде презентации PowerPoint, буклетов, календарей и прочего, используя программы Microsoft Office. Учителя мотивируют учащихся, оговаривают сроки выполнения задания, наблюдают и участвуют в защите, коллективном анализе и оценке результатов проекта.

     Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. При переходе на профильное и 12-летнее обучение появилась возможность проведения спецкурсов по гуманитарным и информационным направлениям, а также по любым другим, которые могут быть связаны с экономическим, архитектурно-строительным профилем обучения. Для данной деятельности могут быть задействованы часы факультативных занятий или спецкурсов. Можно поощрить учащихся, приняв защиту их проектов как экзаменационные работы по основным предметам (информатика, литература, история, география, МХК, черчение). Технология VCT-проектов позволяет сделать процесс профильного обучения живым и увлекательным.

     Таким образом, информационно-коммуникационные технологии современной школы дают возможность учителю использовать новые формы работы в обучении и воспитании конкурентноспособной личности, которая обладает положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией, развитым интеллектом, дающим возможность в самореализации как творческой личности, способностью к дальнейшему продолжению образования в учреждениях высшего профессионального образования. Он коммуникабелен, толерантен, обладает навыками организатора, умеет работать в коллективе, сделал свой профессиональный выбор и способен к успешной социализации в обществе.

 

 

Hosted by uCoz