Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Социализация детей и молодежи

 

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (СОЦИОКИНЕТИКИ) В КАЗАХСТАНЕ

Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич    

заместитель генерального директора по науке Республиканского учебно-воспитательного Центра «Балдаурен», зав.лабораторией этнопедагогики академии «Кокше», кандидат пед.наук, Артековец-1980 годов, Почетный Председатель детской организации «Атамекен», 010000 Астана, ул. Кошкарбаева 91-34, Тел: (8-716-36) 4-55-67, моб: 8-701-655-72-61, E-mail: kursabaev_mr@inbox.ru



     На заре нового тысячелетия в научной орбите педагогического пространства появился новый термин «социокинетика», которая ставит перед собой непростые задачи - выявление педагогического феномена детства и ее составляющее на новый уровень в условиях всеобщей глобализации на современном этапе. По мнению инициаторов и ведущих ученых данного направления и в области педагогики детского движения (Кирпичник А.Г., Литвак Р.А., Волохов А.В., Чепурных Е.Е., Швецова Л.И., Богуславский М.В., Гордин И.Г., Сорочинская Е.Н., Фришман И.И., Мудрик А.В., Трухачева Т.В., Алиева Л.В., Руденко И.В., Кудинов В.А., Мальцева Э.А., Газман О.С.), а также казахстанских ученых (Кожахметова К.Ж., Дмитриенко Е.А., Тесленко А.Н., Искандирова Т.Н., Лепешев Д.В., Дюсенбаева А.Т., Таюпова Э.К., Кужагулова Г.Е. ) вопрос заимствование и применение данного трактата детства в терминологии современных интерпретациях остается открытым. По мнению Трухачевой Т.В, Кирпичник А.Г «социокинетика» представляется как активное участие детей и детских групп в социальной среде в процессе становления и развития [3,138].

     По данным ислледованиях Алиевой Л.В. [4] и Богуславского М.В. [5] вся история и становления детского движения должна стать объектом исследования не только педагогических наук, а также других общественных (исторических, психологических, социологических) наук.

     Вопрос «социокинетики» как педагогический феномен впервые в Казахстане был интерпретирован в виде доклада Р.А. Литвак и Т.Н. Искандировой в Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию детского движения «Атамекен» который прошел в г.Астане [2,80]. В этом немалая заслуга казахстанских ученых Е.А.Дмитриенко и М.А.Глушковской, которые в своих вступлениях и тезисах нередко поднимали вопрос о новом формате исследования проблем детства, её учетом современного состояния в Казахстане и за его пределами.

     Процесс изучения феномена «социокинетики» в условиях Казахстана совпал с ранним этапом планомерного, комплесного и фундаментального исследования социально-исторической природы развития и становления детского движения в Казахстане. Расширение сравнительно-исследовательской деятельности и нового системного подхода углубленного изучения педагогики современного детского движения на материалах Казахстана позволило бы уверенно ориентироваться будущих исследователей в русле «социокинетики» на современном этапе.

     Начало постпионерского периода (Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г.Кирпичник, В.А. Кудинов) стал самым болезненным периодом в становлении и развитии детской организации в Казахстане в начале 1990 годов, хотя есть все основания называть 1987 год, ранним этапом начала постпионерского периода. Ведь именно на ІХ Всесоюзном Слете пионеров (Артек, 1987) бестрашный пионер Дима с дружины «Янтарьная» первым бил тревогу объявив всем о своем несогласии с решением Слета.

     После вожатской смены в Артеке, 1988 году мы возвращаясь домой с полной энергией о мечте реформировать пионердвижение в Казахстане, вскоре не находя поддержки у властей, на базе родной школы (Каракольская СШ, Урджарский р-н, ВКО) начали создавать самостоятельную детскую организацию под названием «Атамекен-Земля предков». Некоторые моменты нашли отражения в исследовательской работе Д.В.Лепешева [7,19].

     Таким образом правоприемником пионерской организации Казахстана 1988 году становится детская организация «Атамекен». В честь 20-летия детской организации «Атамекен» в новой столице независимого Казахстана в г.Астане 28-30 марта 2008 года была проведена международная научно-практическая конференция. Гость конференции, д.п.н,профессор Фришман И.И., посещая выставку в СШ №58 посвященной истории развития и становления детского движения «Атамекен», подробно узнала о современной жизни юных «атамекенцев».

     История детского движения «Атамекен» начиналась с маленькой пионерской комнаты в с. Каракол. Позже по желанию детей «пионерская комната» постепенно превратилась в комнату «Атамекен ордасы». В 1990 году в с.Чулак-курган (Б.Ауэзова) Южно Казахстанской области был проведен Региональный Курылтай детской организации «Атамекен». Решения Курылтая оказала сильное влияние на стихийного распространение идеи «атамекенцев». Были созданы штабы «Атамекен» во многих регионах Казахстана и за ее пределами, в частности в с.Каскат, Исилкульского р-на (Ж.Оспанова) Омской области, с.Тобелер, Косагачского р-на (М.Ахметова) и с.Кирей, Кулундинского р-на, (К.Баринова) Алтайского края РФ, с.Чапчал провинции Ининь (Кульджа) (М.Жетен) КНР, провинции Баян Ульгей (Ә.Ашайулы) МНР и других регионах.

     На ҮІІ Слете (5-7 ноября 1990) попытка «атамекенцев» внести поправку на повестку дня Слета об изменении название пионерской организации Казахстана им В.И. Ленина в самостоятельную детскую организацию им. Абылайхана не увенчалось успехом. Программа «Атамекен» была принята как нормативный документ Республиканского Совета Казахской Республиканской пионерской организации им.В.И. Ленина (РС КРПО).

     В начале 1991 года во многих местах Казахстана появились базовые творческо-методические центры в с. Жанибек (С.Гайнушева, ЗКО), с.Маканчи (Т.Смагулова, ВКО), с.Тасбугет (Б.Суюбаева, Кызылординская обл), с.Егындыбулак (К.Нагыманова, Карагандинская обл), с.Махамбет (А.Капуанова, Атырауская обл), с. Жана-Арка (Джезказканская обл), с.Карауыл (Н.Еженханова, Семипалатинская обл), с.Кызылту (К.Исин, Кокчетавская обл), г.Аксу (Р.Хамит, Павлодарская обл) и в других районах и городах республики. Многие опытные педагоги Б.Ауэзова, Б.О. Суюбаева, Г. Хасенова, С. Гайнушева, К.И. Ускембаева, К. Нагыманова, А.К. Умарова, Е.Жакашев, Н.Еженханова, Г.Кәріпханқызы, Г.Серикбаева, К.Сексенбаева, О.Нургалиева, Т.С.Нургалиева, Б.С.Жиенбаева, Г.Мухамеджанова, Р.Қ.Баймұхамбетова, Б.Қыдырбайқызы, Н.Есбосынова, Л.Жаленова, Қ.Жылкыбаев, А.Жакенова, Б.Сеилханова, Л.Аппазова, Г.Донбаева, З.Карабекова, Ғ.Мусаева принимали активное участие.

     7 декабря 1991 года в здании ЦК ЛКСМ Казахстана был проведен І Республиканский Курылтай детской организации «Атамекен». Решением Курылтая были переименованы некоторые названия, такие как: «вожатый-талимгер», «пионерская комната-Атамекен ордасы», «пионер-улан», «октябренок-балдырған», «комсомол-мурагер» [8]. Внеочередной ҮІІІ Слет пионерской организации был вынужден изменить свое прежнее название признать детскую организацию «Атамекен» как самодеятельного, добровольного общественной организации детей и подростков. Решением Слета программа «Атамекен» и «Жулдыз» была принята как программные ориентиры Союза детских и пионерских организации Казахстана (СДПОК).

     Позже обновленный СДПОК (Шайменова Д) существовал только формально. С 1993 года в Республике Казахстан появились многочисленные детские организации такие как «Жулдыз», «Мын бала», «Скауты Казахстана», «Болашак» и другие объединения. По инициативе ветеранов детского движения и детской организации «Атамекен» и с поддержкой лично Экс-министра образования и науки Бырганым Айтимовой был проведен І Республиканский Слет детских организации Казахстана в РУОЦ «Балдаурен» (25 августа 2006 года) и создан ОЮЛ «Республиканский союз детских организации» (Баймухамбетова Г.А)

     
Источники:

  1. www.booka.ru
  2. Материалы международной научно-практической конференции «Тенденции развития детского движения в условиях всеобщей глобализации», посвященной 20-летию Республиканского детского движения «Атамекен» (РК, Астана,28-30 марта 2008).
  3. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Педагогика детского движения.- Ижевск: Удмуртский государственный университет.- 2000. – С.156
  4. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.
  5. Богуславский М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки деятельности организаторов детских объединений // ТИМ. Теория, история, методика детского движения. Четвертый выпуск. М., 1998.
  6. http//www:rahim5.mylivepage.ru
  7. Лепешев Д.В. Летопись развития детского движения Казахстана: год за годом. - Наследие и развитие детского движения: Сборник тезисов конференции руководителей и исследователей детского движения 1-4 ноября 2009 г. в рамках проекта Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации «Команда» в г. Москве / Редактор-составитель Н.С.Зотова, научный редактор С.В.Тетерский. – М.: ИД ДИМСИ, 2009. –173 с. (12,5 п.л.)
  8. Республиканская детско-юношеская газета «Улан», 17.ХІІ.1991

 

 

Hosted by uCoz