Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса

 

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Т.В. Руднева    

ГОУ «Волгоградский лицей-интернат «Лидер», г. Волгоград»



     Каждый учитель знает, что применение на уроках различных видов документов разнообразит урок, помогает учащимся сделать самостоятельные выводы по изученной теме.

     Но, тем не менее, при всей осознанной педагогами, управленцами в педагогике значимости работы с документами анализ прошлых результатов ЕГЭ показал, что как раз работа с документами у учащихся вызывает особые затруднения. В чем причины?

  • Нет достаточного времени по программе для вдумчивого исследования источников на уроке, отработки техники работы с различными видами документов.
  • Нет достаточной материально-технической базы для тиражирования имеющихся материалов.
  • Не всегда учитель мастерски сам владеет методами и приемами работы с различными видами документов.
  • Но самая актуальная проблема – клиповое сознание наших учащихся. Сам образ жизни детей, специфика потока информации (популярность коротких сюжетов музыкальных исполнений, прерывание фильмов через короткий промежуток времени короткой и емкой информацией в виде рекламы, популярность СМС-сообщений) не дает возможность формировать устойчивое внимание, умение осознать полностью большой информационный текст.

     Но нет таких преград, которые мы, российские учителя, не смогли бы преодолеть.

     
Мой опыт работы с историческими источниками

     На каждом уроке мы используем различные приемы анализа в зависимости от вида источника.

  • Иногда один и тот же документ я предлагаю группам для анализа с точки зрения разных социальных групп или эпох, это позволяет учащимся на один и тот же исторический факт взглянуть с разных точек зрения.
  • Очень интересно проходит работа, когда учащиеся сами составляют вопросы к документам, это формирует способность не только отвечать на чужие вопросы, но и формулировать свои открытые вопросы.
  • Иногда предлагаю практикумы по тем или иным темам. В перечень заданий по источникам обязательно включаю такие виды работ, как конспект, составление схем.
  • Наиболее трудными являются задания на сравнение различных документов и определение общего и отличного.
  • Если на тот или иной вопрос в истории несколько взглядов, то я учащимся не рассказываю готовый материал – мы изучаем различные версии по отрывкам из монографий, и учащиеся сами делают выводы.
  • Если вопрос дискуссионный – то учащиеся готовят самостоятельно материал к различным (более для них близким) точкам зрения, составляя списки необходимой литературы, используя эту литературу. Еще лучше усвоится материал, если учащиеся через художественные образы покажут свое понимание текста. Это не только иллюстрации к тексту, но и компьютерные презентации.
  • Хорошие результаты приносит метод, когда предлагается набор разновидовых документов одной эпохи, и на основе анализа всех групп учащиеся должны предположить, какова была атмосфера данной эпохи, как она влияла на умы современников.
  • При изучении современных процессов в развитии мира и России необходимо работать с периодической печатью. При анализе газетной или журнальной статьи учащиеся могут разбиться на группы: аналитиков, оппонентов авторов, апологетов.
  • Но апогеем работы с документами, мне кажется, является то, когда документ создают сами учащиеся в соответствии с историческим временем, духом эпохи – это может быть воспоминание, письмо, воззвание и т.д.
  • Часто на уроках я использую такие источники. как фотодокументы, иллюстрации. Фотографии дают образы, эмоционально окрашивают изучаемый материал.

     Таким образом, используем огромное многообразие различных методов и приемов изучения исторического материала через анализ исторических источников на уроке, через использование творческой работы учащихся (презентации, создание своих вопросов, документов, иллюстрирование текста). Чередование этих методов и приемов на одном уроке может помочь преодолеть клиповое сознание наших детей.

     Использование внеурочных мероприятий (клубы, элективные курсы, исследовательская и проективная работа) позволит расширить рамки урока.

     А изучение опыта отечественных и зарубежных методистов, преподавателей, ученых, обмен опытом среди учителей поможет каждому из нас повысить свою компетенцию и лучше подготовить наших учащихся к ЕГЭ по истории.

Литература

     
  1. Григорьева Н.А. История: Тренировочные задания повышенной сложности: Работа с историческими документами/ Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Чеботарева Н.И. Работа с историческим документом/ Сборник программ элективных курсов/ Сост. Н.И. Чеботарева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007- (Приложение к журналу «Учебный год», № 59. Серия «Элективные курсы». Вып. 27

 

 

Hosted by uCoz