Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Н.А. Вышинская, Ю.А. Железнякова    

институт социально-экономического развития территорий РАН,
Вологодский техникум железнодорожного транспорта, г. Вологда



     Современное общество справедливо называют информационным, поэтому развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов.

     Современное учебное занятие – это, прежде всего, современные методы обучения, новые приемы организации занятий, среди которых технические средства играют немаловажную роль. И по мере того, как будет происходить компьютеризация аудиторий, все большее число преподавателей при поиске и реализации путей повышения эффективности обучения будут обращаться к информационным технологиям, которые становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса на всех уровнях. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях служит активизации познавательной деятельности студентов, а также является инструментом, который способствует достижению целей и решению дидактических задач уроков.

     Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.

     В своей практике мы используем следующие программы: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, спектр применения которых в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контрольных тестов, творческих образовательных продуктов (приложение 1). Используя элементы учебных проектов в рамках внеаудиторной работы студентов, способствуем развитию самостоятельности, творческого отношения к предметам. Текстовый редактор Word используем для создания дидактических материалов (приложение 2), которые предлагаем студентам для самостоятельной работы на уроке. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Студенты могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию.

     В своей работе мы используем:

  • мультимедийные энциклопедии (интерактивная справочная информация по широкому спектру областей знаний с элементами гипертекста, с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов и видеороликов);
  • мультимедийные путеводители (интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы, истории, культуры и т.д. (интерактивные карты);
  • адаптированные программно-методические комплексы (ПМК по школьным курсам, специально разработанные для использования на уроках не только при изучении нового материала, но и при проведении самостоятельных практических, творческих и лабораторных работ (ОМС);
  • эектронные учебники (CD «Династия Романовых. Три века российской истории», CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «История России: XX век», CD «История Отечества IX-XVIII вв.», «Обществознание» – 1С образовательная программа (2 части);
  • тест-программы (используются в интерактивном режиме на уроках проверки и коррекции знаний, наиболее эффективных в компьютерном классе с локальной сетью);
  • программы-репетиторы CD «Репетитор по истории»;
  • методические сайты: www.1september.ru; his.september.ru.

     Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов, но следует помнить, что данный предмет является гуманитарным и требует развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы преподавателя. В заключение хотим отметить, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав будущего специалиста – право на качественное образование, с точки зрения приобщения к информационной культуре.

     Список использованной литературы:

  1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента// Учитель. – 2004. - №3.
  2. Проект 2020. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инвестиционного развития экономики.
  3. Прохорова, Г.Е. Организация методической деятельности в профессиональном образовательном учреждении. Методические рекомендации. – М., 2005.

Приложения

 

 

Hosted by uCoz