Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса

 

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Н.Н. Евменова    

учитель английского языка МОУ «Гимназия №164», г. Зеленогорск



     Происходящее в последнее время взаимопроникновение традиционных школьных дисциплин требует определенного пересмотра структуры знаний и выработки новых подходов к обучению.

     Начинает складываться концепция воспитания учащихся в новых общественно-политических и экономических условиях. Это – воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатства культурного наследия своего народа и народов других стран, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

     За последние десять лет изменился статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе. Качество общения во многом зависит от того, насколько мотивировано оно в глазах учащихся, когда отсутствует естественная потребность в коммуникации. Имеются большие возможности использования межпредметных связей как средства мотивации иноязычной речевой деятельности в условиях школы. Эти возможности заложены в самой специфике иностранного языка как учебного предмета. Само усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Язык является средством выражения мысли об объективной деятельности, закономерности которой являются предметом других дисциплин, поэтому язык беспредметен. Но т.к. он имеет много общих точек соприкосновения с другими школьными дисциплинами, его можно назвать полипредметным. Язык является средством приобретения знаний по различным предметам и углубления этих знаний. Потенциал иностранного языка как межпредметной учебной дисциплины должен быть использован, чтобы приобщить учащихся к мировой культуре и тем самым к осознанию своей собственной культуры. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.

     Иностранный язык как учебный предмет должен содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их сведениями по географии, музыке, истории, литературе, искусству, знакомить с бытом стран изучаемого языка, достижениями научно-технического прогресса. Все это можно осуществить при условии использования межпредметных связей на уроках. Межпредметные связи как средство обучения требуют согласованности в работе учителей разных дисциплин. Большую роль в успешном осуществлении межпредметных связей играет также посещение уроков учителями смежных предметов, определение общих учебных задач, изучение познавательных интересов учащихся. Межпредметные связи можно использовать на различных этапах урока и при изучении нового материала, при закреплении и обобщении ранее изученного, в процессе проверки изученной темы. Межпредметный урок должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных предметов. Поэтому целесообразно применять разные формы организации обучения: комплексные домашние задания, обобщающие уроки, уроки-лекции, уроки-путешествия, семинары, экскурсии, уроки-конференции.

     Межпредметные связи эффективны при использовании различных методических приемов, которые организуют: 1) межпредметную поисковую деятельность учащихся; 2) воспроизведение знаний по другим предметам и способствуют решению межпредметных задач.

     Например: прием напоминания. Учитель английского языка сообщает учащимся, что данный факт, событие, явление, тема известны им из ранее изученного смежного предмета, или ставит вопрос, ответ на который требует припоминания материала смежного предмета, или привлекает известное произведение, художественный образ, событие из изученного произведения.

     Очень важным приемом реализации взаимосвязей на уроках иностранного языка являются экскурсы, предполагающие использование разных сведений из литературы, истории, физики, географии, искусства и т.д.

     Практика преподавания иностранного языка показывает, что высокая эффективность обучения иноязычной речевой деятельности достигается именно при помощи интегративности и проективности преподавания. Интеграция способствует развитию кругозора и критического мышления, расширяет коммуникативные возможности учащихся, реализует принципы развивающего обучения, поэтому интеграция на уроках английского языка неизбежна и необходима.

     Нужно сказать, что новое поколение учебников реализует эту важную задачу и включает современную тенденцию образования - интегративность и проективность. Идея расширения рамок обучения уже нашла отражение в современных УМК, где культуроведческий компонент вышел за пределы туристического аспекта. Такое обучение начинается с самых младших ступеней и длится в течение всего периода обучения, постепенно меняя предметы, интегрированные в обучение, начиная с музыки, рисования до экологии, литературы, географии, истории, краеведения и т.д.

     В качестве примера реализации интегративного подхода можно привести УМК для 2 – 9-х классов авторов Афанасьевой О.В., Бондаренко К.А., Верещагиной И.Н., Михеевой, Притыкиной Т.А., используемые в обучении английскому языку в нашей гимназии.

     На начальном этапе английский язык интегрируют с такими предметами, как:

  • природоведение и география: страны, части света; Северное и Южное полушария; климат и его влияние на жизнь людей; времена года; природные явления, определение времени; чтение карты; природные особенности; языки; дома; биология: интересные факты из жизни диких и домашних животных и среда их обитания; полезные продукты, названия частей тела животных и людей;
  • история: праздники стран изучаемого языка, история национальных традиций.

     На следующем этапе темы постепенно усложняются:

  • экология: роль деревьев и дождя в природе; экологические проблемы современного общества; забота общества об охране окружающей среды; национальные природные парки; здоровый образ жизни;
    биология: динозавры; миграция птиц и животных;
    история: история возникновения стран, городов; политическая система России и англоязычных стран; наиболее значимые исторические события этих стран (войны, революции); люди, внёсшие значительный вклад в жизнь общества (политики, президенты, монархи, полководцы, деятели искусства, учёные и т.д.);
  • география: климат и его влияние на образ жизни; географическое положение России, Великобритании, США, Канады, Австралии; названия стран, гор, островов, континентов, морей, океанов, городов; население англоязычных стран;
  • культурология: досуг и отдых в разных странах; спорт; национальные традиции и обычаи; особенности менталитета представителей наций; достопримечательности;
  • технологии и наука: великие научные открытия, учёные и изобретатели, современные средства коммуникации, виртуальные технологии;
  • экономика: экономика стран изучаемого языка, международная торговля.

     Приобретенные знания позволяют учащимся строить различные типы диалогов и монологов, поддерживать разговор на различные темы, что является необходимым требованием при подготовке к единому государственному экзамену.

     Эти знания воспитывают чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения к народам мира. Ученик способен поддержать разговор о важных мировых открытиях и о последних научных изысканиях, а также проанализировать вклад каждой страны в развитие всего человечества.

     Особое место в программе данного курса занимает искусство, которое решает общечеловеческие проблемы своими художественными средствами. Эти проблемы, поднятые в художественных произведениях, могут также преломляться и на материале иностранного языка. Поэтому при отборе материалов для уроков надо учитывать не только интересный фактический материал, но и форму его предъявления. В данном случае через произведения искусства, которые заставляют человека переживать, вызывают его эмоциональную реакцию.

     Изучая историю музыки, искусства и литературы разных стран на английском языке, мы стараемся развивать у учащихся вкус к классическим произведениям и познакомить их с большим разнообразием мировых художественных произведений. Ученик сам выбирает, что ему ближе, но приобретенные знания позволяют ему выразить свою точку зрения и отстаивать свой выбор как на экзаменах, так и в жизни.

     Вышеупомянутый курс содержит большое количество стихотворных и прозаических произведений: греческие мифы; фольклор стран изучаемого языка в виде сказок, пословиц, скороговорок, лимериков; труды Киплинга, Бернса, Диккенса, Милна, Дала, Роулинг, Фроста, Азимова и др.

     Чтение стихов на английском языке решает задачу эстетического воспитания и имеет практическое значение. С помощью скороговорок и стихов ставится произношение, развивается речь; дети обучаются выразительному чтению. Анализ стихотворения, где идея выражена в поэтической форме и не лежит на поверхности, развивает мышление учащихся, учит рассуждению, выражению своих мыслей.

     В интеграции «английский язык + художественное развитие» кроме литературы языковыми средствами являются музыка и живопись. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении языка. Песня - это один из видов речевого общения. Она расширяет лексический запас, в песнях лучше усваиваются грамматические конструкции; песни способствуют развитию музыкального слуха и содействуют эстетическому воспитанию учащихся. На уроке песня помогает снять психологическую и умственную нагрузку, повысить интерес к изучению английского языка. Учителями гимназии накоплен большой материал о творчестве музыкантов и композиторов англоязычных стран (тексты для чтения и аудирования), записи с их произведениями.

     Работа по художественному развитию требует от самого учителя эрудиции, подготовки, соответствующего иллюстративного материала и тесной совместной работы с учителями эстетического цикла. Разумеется, учитель английского языка не обязан знать все необходимое для уроков из других областей науки. Его задача – побуждать учеников к поиску ответов на вопросы, возникшие на уроках, к поиску дополнительной информации из самых разных источников.

     Внеклассная работа по английскому языку расширяет возможности интеграции, способствует творческому самовыражению учащихся, что создает дополнительную мотивацию, повышает интерес учащихся к языку. Поэтому учителя английского языка, начиная с первого года обучения, проводят среди учащихся творческие конкурсы и праздники инсценированной песни, театрализованных постановок, плакатов и рисунков.

     Включение рисования, конструирования, проектирования в процесс обучения иностранному языку дает возможность мысленно самому принять участие в воображаемом действии и, следовательно, вызывает потребность поделиться своими идеями, мыслями, чувствами. На средних и старших этапах обучения очень часто используются элементы проектной методики - изготовление плакатов, моделей, аппликаций, конструирование, выпуск бюллетеня, газеты, что способствует проявлению умственной и речевой деятельности учащихся.

     В современном образовании введение информатики привело к возникновению иного взгляда учащихся на иностранный язык, т.к. все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам нужно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать и систематизировать полученную информацию, уметь сделать вывод, аргументировать его, располагая необходимыми фактами, уметь решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке становится актуальной. Использование проектов дает учащимся возможность исследовать ту проблему, которая возникает в ходе обучения.

     Интересно строятся уроки по теме «Экология». Растет экологическое движение в мире, в нем возрастает участие детей. Общепланетарность экологических проблем создает основу для общения на иностранном языке, рождает стремление к овладению им и использованию его в качестве посредника для установления контактов и взаимопониманию с зарубежными сверстниками. Возможности интегративной направленности на уроках по теме «Экология» огромны. Это литература (рассказы о писателях и поэтах, воспевающих красоту окружающего мира), биология, природоведение (рассказы о пользе зеленых насаждений, о растениях и животных), химия (методы переработки мусора, тепличный эффект, загрязнение водоемов), краеведение (информировать о своем крае и экологической ситуации в нем, о флоре и фауне), изобразительное искусство (нарисовать, спроектировать защитные сооружения, воображаемый парк будущего, экологически чистые точки планеты, нарисовать модель одежды с призывом охранять природу, описать любимую картину художника-пейзажиста) и т.д.

     Предметом обсуждения могут быть воображаемые и реальные ситуации, поскольку природа является не только частью окружения учащихся, но и средой их обитания.

     Интеграция страноведческого, краеведческого и социокультурного аспекта во все компоненты содержания обучения модернизирует содержание, технологию и формы обучения.

     Можно привести в качестве примеров много тем, где учащиеся используют эти знания: «Страны изучаемого языка – географическое положение, политическая система», «Россия - географическое положение, политическая система», «Столицы мира», «История Красноярска», «Традиции стран изучаемого языка», «Традиции твоего родного края», «Люди, которые прославили твою Родину», «Место, где ты живешь», «История твоей страны», «Элементы уличного искусства в твоей стране» и др.

     Рассматривая эти темы, учащиеся применяют знания различных предметов – истории, географии, экономики, социологии. Это дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций. Например, в процессе изучения истории города в начале возникают экономические проблемы, за ними географические, экологические, социологические, а следовательно, формируется многомерная картина.

     В условиях профильной подготовки, когда одной из главных задач учителя является построение учебной деятельности в соответствии с индивидуальной траекторией обучения учащихся с учетом различного уровня их подготовки и учебных стилей, интеграция преподавания английского языка с другими школьными предметами создает благоприятные условия для дополнительных возможностей развития речевых навыков, языковой и коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода; совершенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности на учащегося и развития ученической автономии; гибкого планирования учебной деятельности в соответствии с потребностями учителя и индивидуальными особенностями учащихся.

     Реализация межпредметных связей способствует научной организации учебно-воспитательного процесса и стимулирующего фактора при овладении иностранным языком.

     Как и почему используется нами данный подход?

     Во-первых, предлагаемая программа по английскому языку преследует общеобразовательные цели и способствует развитию таких навыков, как умение находить решение, ставить вопросы, работать самостоятельно, парами и группами.

     Во-вторых, на уроках английского языка обсуждается тот же материал, что и на некоторых других предметах – уроках природоведения, биологии, географии, физики, истории и обществоведения, а также русского языка.

     Все это не только дает ученикам возможность повторить пройденное и пополнять уже полученные знания новыми сведениями, но и прежде всего, формирует более широкий взгляд на проблемы природы, общества и жизни на Земле. Работать так очень интересно, поскольку можно узнать что-нибудь новое, чему-то научиться.

     Интеграция различных предметов во всех компонентах содержания обучения дает возможность расширить рамки обучения, повысить качество образования на междисциплинарной и профессиональной ориентированной основе, развивать коммуникативные умения на иностранном языке.

     Изучение иностранного языка как целостного объекта обеспечивает переход к пониманию его системной сущности. Результатом осмысления является осознание необходимости, постижения связей и взаимодействий с другими областями знаний. В процессе такого осмысления формируется полисистемное знание о предмете изучения.

     Итак, применение интегративного подхода может способствовать: мотивации учебной деятельности; актуализации предметных знаний и умений; интеграции знаний по различным предметам; развитию партнерских отношений между участниками образовательного процесса; формированию ключевых компетенций; готовности к профессиональному выбору.

     Мир, окружающий ребенка, – это единое целое и наиболее эффективный вид обучения – это обучение интегративному целому.

 

 

Hosted by uCoz