Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в действии

 

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОГО ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ им. В.П. ПОЛЯНИЧКО

Ю.А. Ларченко    

областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, г. Оренбург



     Реализация стратегических планов невозможна без перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современная культура и современное образование – это составляющие общего успеха. Конечным итогом этих действий должно стать качественное изменение как уровня жизни граждан нашей страны, так и нас самих.

     Сегодня усилилось внимание государства, бизнеса и общества в целом к учреждениям, удовлетворяющим образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях. Изменились целевые приоритеты отечественной системы образования, четко обозначена востребованность в появлении образовательных учреждений нового типа.

     По словам Президента РФ Д.А. Медведева, дополнительное образование – это важная часть общей системы, направленная на раскрытие личностного потенциала любого ребёнка, способная подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. В этом заключалась и главная идея принятой не так давно образовательной инициативы «Наша новая школа».

     В этой связи учреждения дополнительного образования детей рассматриваются как многоуровневая социально-педагогическая образовательная система, которая функционирует на основе социального заказа, оказывает широкий спектр образовательных услуг, создает условия для адаптации ребенка к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям человечества.

     Система дополнительного образования детей Оренбуржья сегодня социально востребована, имеет стабильные ресурсы и готова реализовать приоритетные позиции государства: повысить инвестиционную привлекательность системы, сделать ее открытой и понятной для родителей и общественности, обеспечить прозрачность финансовых потоков, улучшить качество образовательных услуг.

     Коллектив областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (далее ОДТДМ) выдвигает идею о том, что становление системы дополнительного образования нового поколения должно строиться на принципе интеграции учреждений дополнительного образования детей с высшей школой. Решение обозначенных задач возможно только при активном использовании научных подходов к моделированию обозначенных процессов, что обусловило на практике необходимость разработки и внедрения структурно-организационной модели образовательной деятельности Дворца.

     Цель разработанной модели заключается в формировании высококомпетентной личности через раскрытие индивидуальности, восхождение к творчеству, освоение культуры, воспитание духовности, гражданственности, способной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

     Достижению поставленной цели способствовало решение стратегических задач: оптимизация педагогического управления ОДТДМ на основе маркетинговых технологий (исследования, стратегия, коммуникации); информатизация образовательного и управленческого процессов ОДТДМ; разработка и обновление содержания дополнительного образования детей, его программного, научно-методического обеспечения; повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; развитие социального партнерства ОДТДМ с учреждениями различного типа на уровне региона и России; совершенствование механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие их адаптационных возможностей.

     Структурно-организационная модель образовательной деятельности областного Дворца – это особое пространство, созданное на основе широкого спектра инновационных педагогических форм, методов, технологий и средств коммуникации, сконцентрированных в комплексах (научно-исследовательский, художественно-эстетический, культурологический, социально-педагогический, физкультурно-спортивный, центр информатизации образования, дом средств массовой информации). Каждый из комплексов включает в себя ряд смежных по направлениям образовательных структур и лабораторий, объединяющих 594 творческих объединения, где занимаются более 6 тысяч человек в возрасте от 2 до 25 лет. Объединения работают по специально разработанным дополнительным образовательным программам (167), подчиненным единой цели в рамках соответствующей направленности.

     Реализация модели осуществлялась в три этапа.

     Проектировочный этап (200–-2007) включал в себя работу над замыслом: определялась проблема, ценностно-смысловая концепция, цели и задачи, планировались этапы работы, прогнозировались результаты. На организационно-деятельностном этапе (2007–-2009) осуществлялся процесс реализации модели: выявлялись принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса, проводились маркетинговые исследования по изучению спроса на образовательные услуги, осуществлялась разработка и внедрение образовательных программ и воспитательных технологий нового поколения, их научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение, проводились областные методические и массовые мероприятия по основным направлениям деятельности учреждения. В рамках заключительного–аналитического – этапа (2009–2010) обобщались результаты проведенных научных (диссертационных) исследований в виде монографий, научно-методических рекомендаций, образовательных программ; проводился качественный анализ результатов апробации образовательных и воспитательных технологий.

     Эффективность реализации модели Дворца обеспечивалась рядом мероприятий нормативно-правового, кадрового, научного и программно-методического, материального и информационно-технического, организационно-массового характера.

     Первое. В тесном сотрудничестве с министерством образования Оренбургской области, с привлечением ученых вузов ведется обновление и разработка нормативно-правовой базы, способной поддержать эффективность инновационных процессов в региональной системе дополнительного образования детей. Наряду с нормативно-правовыми документами федерального значения, разработан и принят ряд региональных документов, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей на территории Оренбуржья:

  • Концепция модернизации системы дополнительного образования детей Оренбургской области до 2010 года;
  • региональная концепция «Воспитание оренбуржца XXI века»;
  • Положение о базовом (опорном) образовательном учреждении дополнительного образования детей;
  • Положение об областном Совете директоров учреждений дополнительного образования детей;
  • указ губернатора Оренбургской области «Об учреждении грантов губернатора Оренбургской области муниципальным учреждениям дополнительного образования детей, активно внедряющим инновационные образовательные программы».

      По инициативе областного Совета директоров учреждений дополнительного образования детей был разработан проект Закона Оренбургской области «О дополнительном образовании детей в Оренбургской области», который, прежде всего, позволит сохранить сеть учреждений, поднять престиж профессии, усовершенствовать подготовку руководящих и педагогических кадров, пересмотреть и обновить механизмы финансирования и управления качеством образования.

     Второе. Повысить инвестиционную привлекательность сферы дополнительного образования детей, сделать ее открытой и понятной для родителей и общественности, улучшить качество образовательных услуг способны только высококвалифицированные, компетентные кадры.

     Целью кадровой политики ОДТДМ является оптимальное использование ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, способствующих повышению его эффективности.

     Образовательный процесс во Дворце осуществляют 482 педагогических работника, из них 62% – с высшим образованием, 25% имеют высшую квалификационную категорию, 26 педагогов имеют научную степень доктора и кандидата наук.

     Для внедрения новых механизмов повышения уровня профессиональной компетентности и творческой инициативы педагогических кадров совместно с кафедрой повышения профмастерства ОИПКРО разработана программа «Педагогическая мастерская», включающая ежегодно более 60 выездных и сессионных обучающих семинаров, консультаций, дистанционных курсов по проблемам организации и обновления содержания деятельности в современных условиях.

     Это позволяет вовлечь педагогов в систематическую диагностику качества образования, выявить возможности саморазвития его творческого потенциала, повысить уровень методологической культуры, разработать авторские программы, методические пособия и на этой основе активизировать процесс формирования творческой, конкурентоспособной личности.

     Третье. Выстроенная на основе информационных технологий модель воплощает собой результат успешного многолетнего сотрудничества, между кафедрой педагогики дополнительного образования ОГПУ и коллективом Дворца.

     Создание кафедры в 2000 г. было вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспече¬ния новых технологий воспита¬ния и развития личности. Вот уже 10 лет осуществляется подготовка вы¬сококвалифицированных педаго¬гических кадров, направленная на развитие конкретных путей педагогической науки в области дополнительного образования. Специализация кафедры - «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования» - предназначена для подготовки специалистов-посредников между ребенком и учреждением, семьей, средой, работниками различных социальных служб, ведомств и административных органов, способных устанавливать гуманные, нравственно здоровые отношения в социальной среде учреждения дополнительного образования детей. Наши студенты, будущие социальные педагоги, готовы к изучению психолого-педагогических особенностей личности ребенка и её микросреды в условиях учреждений дополнительного образования, выявлению интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении воспитанников и оказания им социально-педагогической помощи и поддержки.

     За последние 15 лет педагогическим коллективом Дворца совместно с учеными кафедры проведено 26 научных исследований: апробацию прошли десятки воспита¬тельных идей, внедрены программы нового поколения, обеспечено их научно-методическое сопровождение. Результаты научных исследований нашли отражение в ряде инновационных технологий: воспитания гражданской активности, эстетического воспитания на основе синтеза искусств, формирования социально-трудовой компетентности и др. Исследованы правовые, кадровые, организационно-управленческие, информационные аспекты. Сформировано целостное научное представление о системе дополнительного образования детей, ведущих тенденциях ее развития.

     Четвертое. «Воспитанники ОУ должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности» – такова четкая позиция президента России.

     В решении данной задачи Дворец занимает приоритетное место в регионе. В массовых мероприятиях, организованных на базе Дворца, ежегодно принимают участие около 152 тысяч детей Оренбуржья.

     За 2009 год более 600 воспитанников Дворца участвовали в мероприятиях российского и международного уровней, 50% из них стали победителями и призерами. За период с 2007 по 2009 годы 13 воспитанников Дворца удостоены премии для поддержки талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование».

     Пятое. Инновационные образовательные учреждения должны сегодня стать центром образования и занятия творчеством. Предстоит существенным образом изменить облик учреждений не только по содержанию, но и по форме, с учетом современных дизайнерских решений и информационных технологий. Возможности материально-технической базы учреждений должны отвечать новым требованиям времени, способствуя тем самым повышению спроса основных потребителей образовательных услуг.

     Анализ собственной материально-технической базы показал процессы роста и совершенствования областного Дворца. Помещение оборудовано мини-АТС, радио, кабельным телевидением, беспроводным Интернетом, единой локальной сетью и внутренними локальными сетями, электронной почтой, вебкамерами для проведения видеоконференций, камерами наружного видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализацией.

     С 2008 года во Дворце внедрен электронный документооборот CompanyMedia на платформе Lotus Domino, активно используются возможности интранета «День за днем» и др. Работают электронные табло, «Бегущая строка», виртуальный музей им. В.П. Поляничко. Действуют плазменные информационные панели, на которых размещаются справочная и презентационная информация ОДТДМ об образовательных услугах, истории становления и развития Дворца, оперативная видеоинформация для родителей и воспитанников.

     Во Дворце имеется актовый и лекционный залы, специализированные помещения: 3 компьютерных класса, телерадиостудия, студия звукозаписи, швейная мастерская, 3 балетных класса. Кабинеты оснащены техническими средствами обучения: множительной техникой, телевизорами, видеомагнитофонами, мультимедийными проекторами, компьютерами, интерактивными досками. Имеется библиотека, где общее количество литературы составляет 40530 экземпляров, из них 2634 - методическая литература.

     Созданный механизм совершенствования и развития материально-технической базы структурных подразделений областного Дворца позволяет непрерывно повышать качество управленческих решений и образовательного процесса, уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

     Результаты, полученные в ходе реализации структурно-организационной модели образовательной деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, позволяют сегодня выделить ряд показателей эффективности:

  1. Нормативно-правовая база учреждения дополнительного образования детей регулируется муниципальными и региональными органами власти. Выявлена тенденция к расширению сфер влияния, единению руководящих и педагогических кадров, формированию единой корпоративной культуры.
  2. Реализованы системный, комплексный, интегративный подходы к организации образовательной деятельности. Сформировано качественно новое образовательно-воспитательное пространство, характеризующееся: ростом профессиональной компетентности, научной и методологической культуры педагогических работников; обновлением программно-методического обеспечения, включением в систему педагогического мониторинга; ростом социальной активности и конкурентоспособности педагогических кадров на рынке образовательных услуг.
  3. Материально-техническая база учреждения соответствует современным требованиям организации образовательного процесса. Внедрены информационно-коммуникационные технологии (дистанционное обучение; электронные учебники и учебные пособия, система проведения дистанционных конкурсов и многопредметных олимпиад и др.).
  4. Оптимизирован процесс рекрутирования педагогических кадров.
  5. Основными факторами рыночной устойчивости и внутренней эффективности функционирования учреждения признаны: мотивация и профессионализм педколлектива, динамичная и гибкая организационная структура управления, стабильная материальная и финансовая база.

 

 

Hosted by uCoz