Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Н.И. Швец, Н.В. Лупенко   

ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



     Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования соотносится с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

     Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. По мнению И.А. Зимней, этот подход может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.

      Компетентностный подход ориентирован на результат образования, выраженный в форме компетенций, и нацелен на тип жизнедеятельности по Фромму «я живу». Он позволяет обеспечить общесистемный сдвиг дополнительного профессионального образования в сторону запросов современного общества и экономики: адаптируемости молодежи в условиях нарастающего динамизма и неопределенности рынка труда («плавающих» профессиональных границ, динамики профессий, гибких форм занятости, разрушения профессиональной замкнутости), умения мыслить различными сценариями, действовать с учетом различных альтернатив, находить пути и принимать решения, генерировать идеи, а также осуществлять их подготовку как активных субъектов новой образовательной парадигмы – «образование в течение всей жизни». На первый план выдвигается не информирование обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в разных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологий; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах потребительских и эстетических оценках; при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда.

     При таком подходе профессиональные педагогические компетентности в своём единстве обусловливают способность преподавателя и мастера производственного обучения выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме нормами, стандартами, требованиями к подготовке кадров. Однако требования к подготовке кадров напрямую зависят от запросов рынка образовательных услуг. В свою очередь запросы рынка характеризуют возможности образовательных структур разрешить противоречия между потребностями современного общества к подрастающему поколению и индивидуальными потребностями обучаемых. Возможности образовательных структур во многом предопределяются динамикой общественных потребностей и престижности профессий. Рассмотрим их взаимоотношения.

     Основным противоречием в учебном познании, адекватно отражающим сущность движущих сил процесса обучения, является противоречие между потребностями современного общества к необходимой подготовке молодого поколения и уровнем его подготовки. Движущими силами учения в профессиональной школе выступают интересы и потребности в производительном труде обучающегося. Эти интересы и потребности обусловливают мотивацию учения и определяют, в конечном счёте, склонности подрастающего поколения в выборе профессии. Эта точка зрения чрезвычайно важна, так как она наводит на мысль о соотношении общественных потребностей и престижности профессий. Основное же противоречие, т.е. противоречие между потребностями общества, предъявляемыми к подготовке кадров, и уровнем этой подготовки, предопределяется закономерностями усвоения социального опыта с учётом социально-экономического прогнозирования и педагогического предвидения, а также закономерностями индивидуального психического развития обучаемых и степенью удовлетворения их потребностей.

     Компетентностный подход при обучении, повышении квалификации, переподготовке и стажировке рабочих уже давно является основой основ кадрового менеджмента. Это вопрос выстраивания стратегии предприятий и организаций: каждый этап развития предприятия требует специалистов разных типов.

     Другая проблема – это влияние на экономику России мирового финансового кризиса; его уже ощутили на себе отдельные категории специалистов. Логика руководителей понятна: поскольку объемы продаж и производства сокращаются, они ищут пути уменьшения издержек, и многие вынуждены сокращать рабочие места. В результате повышается потребность в краткосрочных программах переподготовки работников, пытающихся найти иные рабочие места в своей или в других компаниях и для этого желающих овладеть новыми для себя компетенциями. Возможность формирования новых компетенций в системе дополнительного профессионального образования оказывается сегодня одной из эффективных антикризисных мер.

     Обучение в системе дополнительного профессионального образования, в том числе и повышение квалификации рабочих и специалистов, всегда является неким вкладом в будущее как самого рабочего, так и предприятия, на котором он трудится. В бизнесе при возникновении темы «будущее» принято использовать механизмы стратегического планирования, которые принципиально отличаются от используемых в других видах планирования, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего в направлении «вектора планирования». Традиционно он направлен из прошлого в будущее, стратегическое планирование предполагает ориентацию вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает у организаторов дополнительного профессионального образования основные методологические трудности: как планировать «от базы» знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлении о будущем, знают немногие. И дело не только в том, что долгое время в решениях такого рода не было необходимости. Сегодня, когда страна, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, встала на путь инновационного развития, с аналогичными трудностями сталкиваются образовательные учреждения всех уровней образования, включая структуры и учреждения дополнительного профессионального образования.

     Мы рассматриваем компетентность как совокупность компетенций, обладающую синергийным эффектом; в компетентности проявляется не «простое сложение» сформированных компетенций, а некий результат, обусловленный взаимосвязями, взаимовлиянием между ними. Компетентности могут состоять из большого числа компетенций, многие из которых относительно независимы друг от друга и относятся к совершенно разным сферам. Под компетенциями мы подразумеваем характеристики рабочего и специалиста, выраженные через способность действовать, базирующуюся на единстве знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией. Компетенции – это те качества, которыми должен обладать конкретный специалист, занимающий данную должность.

     Компетенции могут проявляться/заменять/дополнять друг друга в качестве составляющих квалификационных характеристик как для компаний, так и для кадровых агентств. Таким образом, компетенции – это, с одной стороны, учебные цели, которых должен достичь обучающийся, а с другой — это результаты обучения, которые можно наблюдать, измерять и сравнивать с эталоном.

     Каждая компетенция, в свою очередь, имеет профиль, представляющий собой набор парциальных компетенций, которые могут являться учебными целями изучения тем, разделов учебного содержания. Например, в компетенцию «коммуникабельность» войдут умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, убеждать, слушать собеседника, публично выступать.

Компетентностный подход предполагает разработку профилей компетенций – наборов парциальных компетенций для разных направлений деятельности. Общие правила составления профилей: каждая парциальная компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно, в профиле должны быть четко расставлены приоритеты, каждая компетенция, указанная в профиле, должна иметь свой «эталон» и быть достижимой и диагностичной.

      Корректно составленные профили компетенций позволяют долгосрочно планировать и прогнозировать необходимые кадровые ресурсы, быстро и эффективно формировать кадровый резерв, планировать обучение. Они являются основой для разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования.

     Обратим внимание, что в ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» на отделении платных дополнительных образовательных услуг накоплен значительный опыт разработки профилей компетенций. При этом практикуются различные методы, которые широко применяются в кадровом менеджменте и могут быть использованы при организации работы в системе дополнительного профессионального образования, в частности при планировании и разработке новых образовательных программ.

      В процессе разработки профилей компетенций для системы дополнительного профессионального образования необходимо:

  • получить несвязанный набор характеристик и действий слушателя как общего смыслового поля;
  • осуществить группировку характеристик и действий слушателя, выделить смысловые кластеры, определяющие группы компетенций;
  • присвоить имена и перегруппировать первоначально записанные парциальные компетенции;
  • сформировать профили компетенций, взаимно их согласовать и провести их системную интеграцию под цели обучения;
  • разработать «измерители» компетенций и соответствующие индикаторы.

Содержание модели профессиональных компетенций зависит от подхода, от, например, курсов дополнительного профессионального образования. Как правило, делается акцент на способности выполнять действия на рабочих местах в рамках используемых стандартов для профессии. Некоторые модели компетенций рабочих профессий включают в себя стандарты работы и процессов наряду со знаниями. При этом предлагается рассматривать три составляющие компетентности: результаты (профессионально-технические стандарты, формулирующие, что необходимо «быть способным делать», чтобы занять данную должность); задачи, которые работник должен решать (описание того, что происходит в настоящее время); личностные черты и характеристики (описание того, какие люди подходят для этой работы).

     Задачей системы дополнительного профессионального образования является развитие и формирование компетенций. Что касается содержания обучения, то на первый план здесь должны выходить действия, операции, обусловленные ситуацией, профессиональной задачей или проблемой (и, соответственно, свидетельства овладения той или иной компетенцией), а отнюдь не предметное содержание (предполагающее опознание, описание, классификацию и т.п.). Профессиональная компетентность с некоторой долей приближения выражается в знаниях, умениях и установках, необходимых для осуществления деятельности в профессиональных ситуациях. Критерием их отбора является содержание профессиональных задач, которые должны решать обучающиеся в условиях профессиональных или близких к профессиональным.

     Таким образом, внедрение компетентностного подхода в учебный процесс, его отражение в учебной программе по профессиям в рамках дополнительного профессионального образования позволяет обеспечить реализацию следующих принципов:

  • развитие у слушателей способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе социального и личного опыта;
  • отбор содержания образовательных программ на основе дидактически адаптированного опыта решения профессиональных, познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем;
  • оценка результатов обучения на основе уровня достижения целей обучения.

      Чтобы выявить, описать и затем оценить наличие соответствующих компетенций, необходимо «измерить» объем и качество деятельности в конкретной ситуации, а для этого требуется разработать содержательный компонент компетенции путем описания способностей, необходимых для адекватного решения конкретных профессиональных задач.

      При этом описываются:

  • конкретные способности, которые следует реально продемонстрировать;
  • условия, при которых будет продемонстрирована каждая из способностей;
  • стандарты достаточных уровней способностей для выполнения поставленных задач от минимально приемлемых до максимально высоких.

Компетентностный подход предъявляет свои требования не только к формулировке учебных целей, содержанию образовательного процесса, но и к другим компонентам образовательного процесса – технологиям обучения, в том числе средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности.

      В целом функционирование и развитие системы ДПО лежит в русле общемировых тенденций в подготовке рабочих тенденций, вызванных изменением требований к рабочей силе. Главной из них является установка на универсалов, т.е. людей, владеющих несколькими профессиями либо имеющих разностороннюю подготовку в широкой сфере деятельности. Не случайно парадигма узкого специалиста в системе профессионального образования постепенно вытесняется парадигмой компетентного профессионала, гибко реагирующего на изменение внешних условий, ориентированного не столько на реализацию должностных инструкций, сколько на достижение конкретных целей путем использования широкого арсенала методических и инструментальных средств компетенций. Отдача от такого работника выше, а издержки меньше.

Среди особенностей дополнительного профессионального образования можно отметить такие, как:

  • высокая мобильность и возможная краткосрочность учебного процесса, позволяющие быстро реагировать на колебания конъюнктуры рынка труда;
  • возможность более гибкого удовлетворения потребностей в рабочих кадрах по количеству, профилю и уровню их подготовки, включая широкий диапазон варьирования численности учебных групп вплоть до индивидуального обучения; более широкий спектр образовательных и сопутствующих им услуг; обучение редким профессиям;
  • быстрое формирование и обучение рабочих под конкретный заказ;
  • оперативное реагирование на заявки предприятий и «доформирование» компетенций рабочих (повышение квалификации) под конкретные рабочие места.

      Возможности системы дополнительного профессионального образования при компетентностном подходе значительно расширяются. Это очень важно в современных социально-экономических условиях, когда основным ее контингентом становится взрослое население России, желающее получить новую, более выгодную для себя и востребованную на рынке труда специальность, когда возникает необходимость быстрой разработки множества новых образовательных программ, обеспечивающих эффективность проводимой работы.

      Таким образом, в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище» решается проблема подготовки компетентных кадров, способных творчески организовывать профессиональную деятельность в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, т.е. соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Отделения дополнительных образовательных услуг как структурные подразделения образовательного учреждения начального профессионального образования создают возможные условия для качественной подготовки будущих рабочих. Это дает возможность сегодняшнему выпускнику строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-техническом уровне, принимать обоснованные профессиональные решения, самостоятельно добывать знания. Работа, проводимая педагогическим коллективом отделения ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище», способствует созданию психолого-педагогических условий развития профессиональных интересов учащейся молодежи, задает хорошие ориентиры профессиональному будущему обучающимся, живущим в этой среде. Критерием результативности работы является не система межпредметных компетенций, а надпредметных компетенций, не привязанных к конкретным учебным дисциплинам, сформированность у молодых людей объявленных в социальном заказе ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно-политической и личностной сферах.

 

 

Hosted by uCoz