Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Компетентностный подход в образовании

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.О. Скоробагатова, В.А. Закорка   

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойское профессиональное училище», г. Новый Уренгой



     Философия профессиональной подготовки заключается в том, что только профессионал может воспитать профессионала. Особенность профессионально- педагогической деятельности мастера производственного обучения состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. Главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с воспитанниками - с одной стороны. А с другой стороны, это специальные знания в какой-либо конкретной специальной деятельности.

     Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся начального профессионального образования – будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, «готовых к эффективной работе на уровне мировых стандартов».

     Чтобы определить параметры педагогической компетентности мастера производственного обучения, мы попытались спрогнозировать идеальную модель современного мастера производственного обучения как модель профессионального развития этой категории педагогических работников, ориентированную на востребованные современным обществом и производством личностные характеристики работника. Сопоставляя идеальную модель с фактически сложившейся моделью, можно определить содержание процесса повышения профессионально-педагогической компетентности мастеров производственного обучения.

     Среди вопросов, предложенных в анкете мастерам производственного обучения ГОУ НПО ЯНАО «Новоуренгойское профессиональное училище» г. Новый Уренгой и МУК «Эврика» г. Новый Уренгой, были поставлены такие: «Какие трудности вы испытываете в своей деятельности? «В чем причина ваших трудностей?», «В чем заключается успешность вашей деятельности?».

     В результате мониторингового исследования, проведенного в ГОУ НПО ЯНАО «НУрПУ» и МУК «Эврика», выяснилось, что педагогическое образование из числа мастеров производственного обучения имеет только небольшая группа педагогов, что составляет 16% от общего числа, 74% мастеров производственного обучения считают, что для успешного осуществления деятельности им недостает педагогических знаний. 88% испытывали трудности психолого-педагогического характера в общении со своими воспитанниками.

     Главное, что затрудняет процесс развития педагогической компетентности, – это отсутствие педагогического образования у большинства мастеров производственного обучения. Поэтому главная задача методической службы учебного заведения – правильно выстроить систему формирования и повышения педагогической компетентности мастеров производственного обучения.

     В узком понимании «профессиональная компетентность» включает знания, умения, качества личности и способы их реализации в деятельности. В широком смысле ПК определяет уровень успешности взаимодействия личности с профессиональной средой. Учеными (М.М. Поташником, Т.Г. Браже) доказано, что понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество» не тождественны, и что «педагогическое творчество» не зависит напрямую от возраста и стажа работы специалиста, а «педагогическое мастерство» может совершенствоваться с опытом работы.

     Проведя исследование среди педагогов ГОУ НПО ЯНАО «НУрПУ» г. Новый Уренгой мы получили следующие результаты:

Педагоги, мастера
п\о \ стаж работы
Предпочитаемые способы обучения и самообучения
Начинающие педагоги, молодые специалисты 1-5 лет (Готовы безоценочно воспринимать любую психолого- педагогическую информацию. Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях.
Опытные учителя 5-10 лет - Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы.
- Предпочитают индивидуальные консультации.
Профессионалы 10-20 лет Предпочитают принимать участие в проведении круглых столов, дискуссий, диалогов, бесед
Эксперты свыше 20 лет Предпочитают опираться на свой собственный опыт

     Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом педагогической деятельности. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которое расходуется в среднем у педагогического персонала более 85% рабочего времени. Ведение урока, семинара, практического обучения, воспитательной работы, организация педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой.

      Содержание анкет отражало различные аспекты педагогического общения. Их обобщение позволило вывести объективные оценки уровня сплоченности, коммуникативных и организаторских склонностей, характера общения, адаптивности инженерно-педагогических работников.

     Более половины респондентов (59% преподавателей и 54% мастеров производственного обучения) отмечают нормальный уровень присущей им коммуникабельности. Они достаточно любознательны (соответственно 79% и 73%), терпимы в общении с другими (75% и 77%), отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (64% и 65%). Только некоторые преподаватели (3%) и немногие мастера производственного обучения (7%), отмечают низкий уровень своей коммуникабельности, отсутствие постоянной потребности в профессиональном и неформальном общении.

     Обнаружено, что организаторские способности несколько выше у мастеров производственного обучения (57 % опрошенных), чем у преподавателей (44%). Это можно объяснить характером труда мастеров производственного обучения, необходимостью индивидуального подхода к учащимся в ходе практических занятий. Большую часть времени мастер выступает в роли воспитателя. Он отвечает за формирование коллектива группы, создание здорового микроклимата, уровень воспитанности учащихся.

Обобщенные данные анкетного опроса показывают высокий уровень коммуникабельности инженерно-педагогических работников. Наиболее общительны преподаватели, несколько ниже – мастера производственного обучения.

     Роль и значение педагогического общения в настоящее время усиливается и в связи с необходимостью выполнения педагогом множества социальных ролей, которые он принимает на себя в процессе учебной деятельности. В виде крупных категорий их можно классифицировать как межличностные, информационные и роли по принятию педагогических решений. Все роли взаимосвязаны и взаимодействуют с целью создания единого целого, вытекают из полномочий и статуса педагога в учебном заведении, включают все сферы его деятельности и взаимодействия с людьми. Они ставят педагога в центр сосредоточения общекультурной и специальной информации, обуславливают его просветительскую роль в обществе. Педагог, который владеет искусством общения, с большей эффективностью реализует свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Курсаков С.Г. Основные подходы к развитию профессионализма педагогов в системе муниципального образования. Журнал Методист, № 4, 2009 .
  2. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации. Методическое пособие .-М.:АПК иППРО,2009.
  3. Суворова Е.В. Диагностика готовности освоения профессии. Журнал Профессиональное образование, № 12, 2008.
  4. Фадеев А.Н. Человек в условиях современной цивилизации: социально- нравственный аспект его деятельности. СБ научно-практических материалов «Образование в ХХ1 веке: эксперимент и инновации».М. АПК и ППРО,2004.

 

 

Hosted by uCoz