Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Современные образовательные технологии и принципы организации образовательного процесса

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Б.К. Кушекова    

РГКП РУОЦ «Балдаурен», Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Щучинск



     Обновление географического образования предполагает совершенство-вание методики современного урока географии. Обучение географии в школе включает теоретический материал, научные исследования учителя и учащихся, педагогическое мастерство учителя. Целью образования стала не только передача знаний, умений и навыков, но и формирование гражданина, способного самостоятельно генерировать и использовать информационно-интеллектуальные ресурсы, воспитание человека с гибким умом, стремящегося к самовыражению.

     Настоятельной необходимостью стало изменение роли ученика от пассивного «получателя» знаний к активно познающему субъекту образовательного процесса. Учитель в современном информационном мире перестал быть единственным источником деятельности. Создание модели методической работы проектируется в трех условиях: профессиональный рост учителя; информационно-технологический процесс (интернет-поддержка, мультимедиа); организационно-практический потенциал.

     Учебно-методическая деятельность на уроках географии складывается из государственного стандарта школьной программы по географии, календарно-тематического планирования с включением вопросов регионального компонента, научно-популярной и художественной литературы, образовательно-воспитательных задач, рационального распределения времени, интерактивных форм и методов обучения. Контрольные и проверочные работы в форме тестов, устных зачетов, терминов и понятий, фактов и событий. Стандарты образования перестают быть фиксацией сегодняшних максимальных достижений. Они должны стать вектором в завтрашний день и проектировать ситуацию того времени, в котором обучающийся будет жить и работать через 10-15 лет.

     Новые подходы в системе преподавания географии в современной школе предполагают развитие личности ученика на основе знаний прошлого своего народа и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Очень важно определить цели и задачи обучения, выработать единые требования для учащихся, осуществлять обратную связь.

     Нельзя забывать и о принципах, на основе которых должны проводиться занятия. К ним относятся: принцип научности, при котором факты, географические события, результаты должны быть достоверны и доказательны; принцип взаимосвязи, предполагающий тесную связь с жизнью, соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации; принцип формирования жизненных навыков, куда входят коммуникативность, способность принимать правильное решение; принцип доступности, определяющий объем информации, термины, понятия. Условием для успешной работы на уроках является готовность ученика учиться, однако соблюдение принципа интереса ведет учителя к применению разнообразных форм и методов обучения. В этом плане сегодня учителя отдают предпочтение интерактивным технологиям.

     Интерактивное обучение хорошо представлено у С.М. Джакупова. Он определяет основные характеристики «интерактива» как специальную форму организации познавательной деятельности, целью которой является создание комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, а также свою интеллектуальную самостоятельность [1]. Именно это и делает продуктивным сам процесс обучения.

     При использовании интерактивных методов обучения учащиеся не только получают новые знания, но на этих уроках учатся применять знания, формирующие умения, навыки в практической деятельности, приобщаются к нормам и ценностям общества, развивают коммуникативные навыки, что способствует развитию личности на хорошо усвоенном теоретическом материале.

     Опыт работы в школе показывает, что при проведении занятий необходимо придерживаться определенных рекомендаций. Важную роль играет атмосфера искренности и творчества, которая позволит каждому ученику иметь свою точку зрения, высказывать собственное мнение и строить работу на основе сотрудничества. Немаловажным фактором является поощрение учащихся.

     При таком подходе обучения учащихся главным методом работы на уроке становится тренинг (от англ. to tran – обучать, тренировать). Ю.В. Макаров и В.В. Искаков определяют тренинг как комплекс активных групповых методов и как процесс преобразующего воздействия на личность [2]. Требованием к проведению тренинга является подача теоретического и практического материала через интерактивные методы и разминки.

     Занятие-тренинг можно разделить на определенные модули:

  1. организационный модуль: отметить отсутствующих учащихся, определить проблему, поставить цель и задачу, разделить на группы с определением ролей;
  2. модуль диагностики знаний учащихся по домашнему заданию: тест, контрольная работа;
  3. мотивационный модуль: информация по новой теме с упражнениями на выработку практических навыков (сравнительная таблица, модель, схема);
  4. модуль усвоения новых знаний, который может проходить в различных формах: работа в малых группах, парах (чтение, взаимообучение, взаимопроверка); обмен мнениями: доказательность, умение высказывать свою точку зрения; диагностика усвоения по заданиям.

     Большую роль в развитии активности учащихся и в повышении качества их знаний имеет работа в малых группах (РМГ) в духе сотрудничества. Работая в малых группах, ученики получают больше возможности активно участвовать в занятии, играть ведущие роли: вести дискуссию, быть спикером, сообщить групповое решение, презентовать данное задание, учиться друг у друга оценивать различные точки зрения, вырабатывать и отстаиввать свое мнение.

     Для организации работы в малых группах следует выбрать проблему или задачу, которая дает возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки. Затем сформировать группы из 3-5 учеников и разделить функции внутри группы. Необходимо вооружить учащихся ясными и точными инструкциями (время, необходимый материал и информация для работы). Работа в группах требует поддержки и направления со стороны учителя. Работу групп надо завершить обсуждением и подтверждением результатов.

     Интересно применение на уроке «стратегии проективных техник». Эти техники позволяют учащимся спроецировать свои взгляды и отношение к определенным явлениям, среагировав на некоторый незавершенный стимул. Применение самое разнообразное. Можно дать задание учащимся дописать незаконченные предложения. Например: «Я бы посоветовал министру сельского хозяйства...»; «Я бы хотел, чтобы президент...»; «Если бы я был акимом города...» Аналогичными являются задания: придумать подпись к литографии и карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации. Одним из вариантов проективных техник может быть рисунок на заданную тему. Эти рисунки затем послужат хорошим материалом для продуктивной дискуссии. Плюсом проективных техник считается большая легкость искреннего выражения мнения, взглядов учащимися.

     Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, а способствуют лучшему усвоению знаний, помогают формировать умения и навыки, творческое мышление ученика, способность его критически анализировать учебный материал, делать собственные выводы, осознавать необходимые ценности. Поэтому данные технологии дают хорошие результаты: 60-70% учащихся класса имеют оценки «4» и «5».

     Хочется отметить, что интерактивное обучение способствует объединению учащегося и учителя в совместной деятельности. При этом учитель должен стать непосредственным творцом учебного процесса, создателем конкретных учебных ситуаций, через которые проходит ученик на протяжении всего периода школьного обучения и воспитания.

     Список использованных источников

  1. Джакупов С.М. «Современные педагогические технологии в современной подготовке учителя» Алматы, Галым 2001, с 59-60.
  2. Макаров Ю.В., Искаков В.В. Тренинг. Учебно-методическое пособие СПб., 1994-с 43-44.

 

 

Hosted by uCoz