Образование: вчера, сегодня, завтра

Научно-практическая Интернет-конференция

Кафедра педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета

Общественный Фонд поддержки развития дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания «Добро»

Областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

 
 
Положение
 



Темы

Архив 2009 года
Архив 2008 года
Архив 2006 года


Наши издания
 

Контакты
 

460000, г. Оренбург,
ул. Советская, 41, каб. 205
тел. 8(3532)30–51-22, 8(3532)30–51-13

orenik@yandex.ru

 


 
     

Профильное обучение в образовательном учреждении

 

Профильная подготовка в образовательном учреждении

Н.В.Трофимова    

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Абдулино Оренбургская область



     Профессиональное самоопределение – длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности. Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

     Готова ли молодёжь к сознательному выбору профессии и успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики? Утвердительно на этот вопрос ответить трудно.

     Проведённые эмпирические исследования показывают, что у российской молодёжи не сформирована готовность самостоятельно решать свою судьбу, выбирать и реализовывать профессиональную карьеру; снижается социальная активность, мотивация достижения успеха, растёт безынициативность. Выпускники школы становятся категорией повышенного риска: у них нет трудового опыта, низка или отсутствует профессиональная квалификация, не сформирована готовность к труду и к самостоятельной оценке обстановки на рынке труда. Они низко оценивают роль образовательной подготовки, перекладывают на родителей ответственность за свой жизненный выбор, не проявляют готовности, желания определить свою собственную судьбу. При этом неудовлетворённость материальным положением конфликтует с низким уровнем потребности в труде и неразвитой трудовой мотивацией.

     Актуальность поднятой проблемы очевидна. Выбор профессии – один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека. По мнению Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессу труда); отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека; профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии.

     Возникает вопрос: как побудить учащихся к осознанному профессиональному выбору?

     

  • Создать учащимся условия для понимания себя, своих притязаний и возможностей, для строительства, самопроектирования, самореализации и самоутверждения.
  • Содействовать развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся.
  • Способствовать духовно-нравственному самоопределению юношей и девушек, осознанию себя частью социума.
  • Научить мыслить (развитие интеллекта): развитие мыслительных способностей учащихся; выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
  • Воспитание чувств (формирование нравственных отношений): научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание гражданина.
  • Развивать духовные и физические возможности личности, формировать прочные основы нравственного и здорового образа жизни.
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности школьников для вовлечения их в общественно- ценностные отношения;
  • Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм;
  • Оказать помощь ученикам в открытии многогранного мира, привить умения адаптироваться в современном мире, показать значимости проблемы счастья для всей последующей жизни.

     В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

     Учащимся необходима педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным выбором.

     Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

 

 

Hosted by uCoz